Весной в срочном порядке был создан перечень требований к дронам и их операторам. В частности, операторы должны были в обязательном порядке проходить обучение и получать некие свидетельства-разрешения на управление дроном. Сами же дроны надо было страховать. И все это дополнялось безумием в видео согласования полетов в том же объеме бюрократических процедур, что и согласования полета полноценного самолета или вертолета.
Можно сколько угодно стенать и, вздымая руки к небу, орать: «я всего-лишь хочу сделать фотографию своего района с высоты 100 метров». Если вы не обитатель Сколково или не прикормленный каким-нибудь минтрансом дроновод, вам запрещено даже думать о том, чтобы отправить в небо свой дрон. Иначе — штраф, в Москве — весьма существенный. А в ряде регионов и вовсе введен тотальный запрет на полеты дронов. Что, впрочем, никому не мешает летать.
Между тем в октябре выяснилось, что требования, составленные и утвержденные весной, не выполнимы ни при каких раскладах. Просто потому, что нет и не появилось профстандарта, к которому можно притянуть, хотя бы за пропеллеры, дроновода. Нет стандарта обучения — нет свидетельства/корочки. Нет свидетельства/корочки — нет профессии. Сами работы, выполняемые с помощью БПЛА, также никак не сертифицируются. По сути, нет никакой регламентной или законодательной базы кроме, пожалуй, разрешения на полеты, получение которого упростили в ряде регионов.
Не устанем повторять — откройте воздушное пространство на какой-то определенной высоте, допустим, от 80 до 100 метров, и большинство проблем, связанных с гражданскими дронами исчезнет. С этой высоты (в большинстве своем) в окна граждан не заглянешь, шум от дрона никому не помешает, все довольны. Но нет, чиновники продолжают участвовать в марафоне бюрократического безумия. А когда фото и видеосъемка понадобится самим чиновникам, например, чтобы снять ролик как кто-то готов бахнуть бургер за Сергея Собянина, или же сделать видео с новой дорожной развязкой, тогда ни о каких разрешениях, свидетельствах пилота и страховках никто не вспоминает.