О хрупкости сверхцентрализованных систем хорошо известно с древних времён. Но то, насколько хрупкими оказались эти системы на самом деле, будем честны, удивило даже нас. Сейчас, как вы понимаете, не очень уместно вдаваться в излишнее философствование и тем паче начинать многословные обсуждения разнообразных концепций из каких-нибудь популярных книг вроде тех, что пишет Нассим Талеб.
Тем не менее, для многих менеджеров в нашей индустрии важно осознавать, что большая часть мер которые могут повысить эффективность работы, на первый взгляд кажутся контринтуитивными. Такая реакция понятна и во многом рефлекторна — закручивать гайки, резать бюджеты, максимально жёстко выстраивать административную вертикаль.
Но как и любая стратегия, которая базируется на эмоциях, она вряд ли окажется хоть сколько-нибудь эффективной даже в относительно краткосрочной перспективе. Опыта директивного построения всевозможных колхозов в нашей стране, наверное, больше чем в какой-либо другой. Реальные экономические результаты доктрины Полиграфа Полиграфовича Шарикова тоже очень хорошо известны и забывать о них не стоит, особенно сейчас.
Забывать не стоит и о том, что именно децентрализованные системы создали ту среду, которая смогла обеспечить взрывной рост телекоммуникационного рынка, и, как следствие сформировали почву для бурного развития как технологического сектора, так и экономики в целом.
В фрагментированном, сетецентрическом мире наибольшую ценность приобретают идеи и концепции. В телеком-индустрии такие идеи в первую очередь имеют вид открытых стандартов, форматов, протоколов и политик, а также среда, в которой всё это может конкурировать и эволюционировать. Желание всё это заморозить, закрыть и заколотить досками — понятно, но диктуется оно в первую очередь страхом. Который, как известно, не лучший советчик.
Для того чтобы побороть этот страх, важно понимать, что серьёзнейшие потери неизбежны в любом случае. Они уже случились, просто не все ещё материализовались в виде конкретных инцидентов. Любая консервация и истерические ужесточения только усилят этот ущерб, подобно тому как плотное набивание единственной корзины яйцами, мягко говоря, не повышает их сохранность.
В такой ситуации, в первую очередь, разумнее всего сделать акцент на минимизацию всех транзакционных издержек, начав с аудита используемых протоколов и форматов, заканчивая административно-финансовыми цепочками. Кроме того, нужно быть готовым к использованию и всячески ориентироваться на автономные системы, self-hosted решения и другие способы снижения общесистемных рисков.
Да, это трудно. Да, это может создавать иллюзию некоторой утраты контроля над процессом. Но действительно ли этот контроль и управляемость существовали в реальности? Это всего лишь одна из иллюзий прошлой жизни, с которой тоже придётся расстаться. И лучше всего сделать это осознано, а не под давлением обстоятельств непреодолимой силы.
В конце концов, тот результат который мы сейчас наблюдаем — во многом является следствием управленческих подходов прошлых лет и продолжать следовать этим практикам по меньшей мере очень глупо.
В этой связи несколько обнадёживает, что ряд менеджеров уже начали осторожную переоценку своих подходов, стали уходить от примитивного финансово-бухгалтерского учёта, который зачастую утратил всякую связь с производственными процессами. Переход от виртуальных миров квартальных отчётов к пониманию реальных процессов и учёту имеющихся ресурсов — это первый шаг на долгом и трудном пути к исцелению рынка. И какой бы трудной не была эта дорога, не стоит забывать, что путь в тысячу вёрст начинается с первого шага.