Интернет-кинотеатры уже не просто угрожают кинотеатрам обычным, но последовательно вытесняют старые кинозалы на окраины индустрии развлечений. Конечно, еще осталось немало сегментов аудитории, для которых поход в кино — это обязательный ритуал по выходным. Не случайно практически каждую неделю проходит премьера как минимум семейного, а зачастую и детского фильма или мультфильма. Все для того, чтобы семье было куда сходить в субботу или воскресенье с детьми. Хотя некоторые уже стали что-то подозревать, ведь удовольствие это явно не из дешевых — билеты купи, попкорн купи, газировку купи, и все это на трех-четырех человек. Получается откровенно недешево, и именно этим пользуются интернет-кинотеатры, предлагающие за сравнительно небольшую подписку тонны контента. А в последнее время появилась возможность смотреть новинки проката практически сразу после того, как они откручиваются в кино. И вот тут киностудии пытаются отыграться за падение доходов от проката.
Цифры по сборам в кинопрокате открыты, достаточно зайти на сайт «Бюллетеня кинопрокатчика» и посмотреть, сколько на самом деле заработал тот или иной фильм. И тут начинаются очень интересные дела. Оказывается, средняя цена билета в кино не такая уж и высокая — от 300 до 400 рублей в зависимости от популярности фильма и общего времени проката картины. Половину кинотеатры оставляют себе, а значит, киностудия получает 150-200 рублей с одного зрителя. Вы скажете, что именно столько стоит прокат фильма в интернет-кинотеатрах, если он не входит в подписку. И поспорить с этим утверждением сложно. Правда, есть исключение — фильмы так называемого «короткого окна», то есть попадающие в интернет-кинотеатры спустя 4 недели проката, студии пытаются продавать по несуразно высокой цене. Как будто отыгрываясь на тех, кто принципиально не идет в кино.
За примерами далеко ходить не надо. «Охотники за привидениями», «Черная вдова» и другие фильмы предлагались интернет-кинотеатрами за 600-800 рублей за просмотр. На этой неделе, кстати, в цифровой прокат выйдет новая «Матрица» и держим пари, что ценник на нее будет такой же.
Понимаем, что интернет-кинотеатры тут не при чем, какую цену им правообладатель установит, ту они и выставляют в сервисе. Но если правообладатели думают, что высокая цена «раннего доступа» дает им серьезную прибавку к сборам, то они горько ошибаются. Дело в том, что как только копия — не важно по какой цене — попадает в интернет-кинотеатры, то тут же она появляется и на торрентах. Которыми пользуются либо принципиально не желающие за что-либо платить, либо те, кто увидев цену на фильм выше, чем месячная подписка на самый дорогой интернет-кинотеатр, стряхивает пыль со своего аккаунта на трекере и качает пиратскую копию. В итоге фильм собирает на цифровых платформах совсем не те деньги, на которые мог бы рассчитывать.
За эти годы в онлайн-кинотеатрах уже сложилась простая и понятная ценовая политика. Старые фильмы, которые по какой-то причине не входят в подписку, можно посмотреть за 100-150 рублей. Новые — за 200-300 рублей. Все, что стоит дороже, воспринимается не просто в штыки, но как вызов. И вроде бы лояльная платящая аудитория вновь хватается за торрент-трекер.
Забавно, что все это индустрия уже проходила. Когда-то музыкальные студии пытались продавать музыку по трекам. Потом альбомами. Потом пытались продавать хотя бы новинки. И все закончилось тем, что стриминг победил, и если тебя нет в Spotify или Apple Music, то тебя нет вообще. При этом доходы от стриминговых сервисов в разы ниже, чем те, что правообладатели могли бы получать. Если бы не были столь жадными.
Так что, когда мы слышим, что кинотеатры умирают, а голливудские киностудии заходятся в истерике, как только слышат про Netflix, никаких эмоций это уже не вызывает. Скупой богач беднее нищего.