Ни один специалист по маркетингу не сможет долее игнорировать мобильные технологии. Нет сомнений, что о преимуществах маркетинга на мобильной платформе слышало большинство из них. Однако, не смотря на все свои преимущества, мобильная экосистема до сих пор заставляет многих маркетологов задумываться над основными вопросами. Одним из таких вопросов является проблема порталов и почему мобильные операторы стремятся контролировать их, вместо того, чтобы делать порталы открытыми, как, например, в интернет.
Сам по себе портал — ограниченная в смысле навигации иерархическая структура, которую можно обнаружить на каждом телефоне, подключенном к мобильному интернет. Большинство телефонов в США не являются смартфонами, поэтому чаще всего порталы ограничены лишь несколькими уровнями и различаются в зависимости от оператора.
В Северной Америке средний мобильный подписчик получает наибольшую часть контента именно через портал оператора. За границей портала, контролируемого оператором, остается «внешний» мобильный интернет, по которому можно бродить, как и в обычном интернет, посредством ввода ссылок в браузер.
Для маркетологов такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Хорошей новостью является то, что маркетологи могут действовать по обе стороны этой границы. Например, некоторые провайдеры заключают стабильные партнерские отношения с крупными операторами, но и множество «внешних» мобильных вебсайтов вполне готовы к тому, чтобы приносить прибыль.
Большинство людей считают, что «стена» между порталами операторов и внешним интернет-пространством — явление исключительно преходящее. Однако, судя по всему, разделение останется надолго.
Рассмотрим, к примеру, небезызвестный сервис iMode компании NTT DoCoMo. NTT запустила сервис в Японии в конце 1990х. К 2006 году база подписчиков iMode достигла 46 млн пользователей. Создатели контента для того, чтобы предоставлять контент, должны иметь дело с биллинговой схемой iMode. Они отчисляют iMode 9% от прибылей. С течением времени масштаб сервиса iMode стал составлять миллионы пользователей и миллиарды долларов прибыли, а рост замедлился.
Сегодня NTT разработала новый способ увеличения роста, который заключается в фокусировании на информационных сервисах для людей, использующих открытый мобильный интернет, а не на получении прибыли за счет предоставления доступа к контенту. Другими словами, как только инфраструктура окончательно сформирована, а основные нужды потребителя удовлетворены, появляется возможность создания новых способов монетизации, что и доказывает решение NTT.
Что же касается вопроса, кто должен формировать инфраструктуру и удовлетворять основные нужды потребителей, в США, безусловно, эта роль отводится операторам. Каждый из них инвестирует миллиарды долларов и, естественно, ожидает возврата. Ситуация с операторами схожа с экономическим вопросом об общественных и «клубных» продуктах. К примеру, кабельное телевидение является таким «клубным» продуктом, преимуществами которого пользуются только те, кто платит. Наземное телевидение является общедоступным продуктом, каким является, к примеру, и маяк. Есть ли смысл для коммерческой компании строить сеть маяков и затеям предоставлять к ним бесплатный общественный доступ? Нечто подобного люди требуют от мобильных операторов. Общество требует от операторов финансовых и трудовых инвестиций в построение открытого мобильного интернет-пространства, обещая, что операторы получат в результате прибыль.