На этой неделе было много обсуждений так называемой блокировки телефонов BBK. Если вдруг пропустили, то напомним о чем идёт речь. На аппаратах OnePlus и Realme купленных в Китае, при использовании сим-карт других стран появлялось сообщение о невозможности совершать звонки. Но ничего удивительного в этом нет. Подобные сложности у смартфонов предназначенных для китайского региона не так уж и редки. Причина есть, о ней мы много раз говорили. Но об этом чуть позже.
Более значимым обстоятельством стало то, что сейчас подобные сообщения воспринимаются особенно остро. Дело в том что у нас периодически обсуждают возможную удалённую блокировку мобильных телефонов. Рационального объяснения — как и зачем будет производится такая блокировка никто приводить не собирается. Ну собственно, это ещё одна особенность нашего времени. Конфликт между своими, разумеется сверхценными идеями и объективной реальностью, стало популярным решать в пользу своих идей. Далее в мусорную корзину отправляется и рациональное мышление как таковое.
Прогулка по такой дороге превращает во фриков даже умных и образованных людей. Проходят годы, смотришь и когда-то неплохой экономист прикладывает ухо к земле в ожидании пробуждения Йеллоустоуна. Вот-вот начнётся извержение и наконец-то сбудется валютный прогноз многолетней давности. Потому как других, более реалистичных сценариев, уже не и осталось.
Что-то подобное есть и в сфере технологий. Идут годы и люди также ждут: когда же пеплом Йеллоустоуна накроет, допустим, Купертино. Из этой же серии и рассказы о грядущем окирпичивании всех смартфонов в России. Изначально они были более чем понятны. Дайте воды попить, а то так есть хочется, что переночевать негде. Проще говоря, дайте денег на импортозамещение, а то вот-вот все аппараты отключат. Потом контекст изменился, подобная угроза стала восприниматься совсем иначе. Она начала жить своей жизнью в пересказах далёких от технологий людей. Хотя и недалёкие персонажи тоже не остались в стороне.
Тут хотелось бы обратить внимание на два принципиальных момента. Да, подключённые к сети устройства, как правило, имеют механизмы, которые позволяют удалённо вывести их из строя. И смартфоны действительно можно заблокировать. Но — зачем? Какие конкретно практические результаты это даст? Хотелось бы прочитать детальный пошаговый сценарий. Более того, отключение связи тоже отчасти превращает смартфон в кирпич, но мы хорошо знаем, кто у нас любит заниматься блокировками и отключениями. Это одна сторона вопроса.
Другая заключается в парадигме «своё, значит безопасно». Что-то такое из 60-70-х годов прошлого века. На родном заводе строгий вахтер не пропустит шпиона, который хочет припаять вражеские микросхемы к отечественным платам. Но мы живём в 2023 году, когда в таких вопросах ключевым является наличие кадров и технологий, а не воображаемого контроля над производством. И если уж по какой-то причине будет поставлена задача массового окирпичивания телефонов, то не будет особой разницы отечественный ли это Лесофон на процессоре Брус или условный iPhone 15. Если вы способны создавать эксплойты для систем созданных другими разработчиками, то и обратное точно так же возможно. Вопрос лишь в целесообразности.
Вернемся к истории с телефонами BBK. Конечно, выводить из строя свою продукцию производителю нецелесообразно. Этого никто и не делал. Но нужно понимать, что низкая цена смартфонов на китайском рынке обусловлена не только очень жёсткой конкуренцией, но и тем, что часть доходов производитель получает от предустановленного ПО. Когда такие аппараты перепрошиваются и утекают на другие рынки, то понятное дело, никаких доходов от использования софта производитель не получает. Что в ряде случаев может означать работу в убыток. Поэтому переодически потребителям так или иначе пытаются намекнуть, что смартфоны для Китая не совсем такие же, как их глобальные версии и лаоваям лучше бы их не покупать. Так сказать, очередное китайское предупреждение.