J’son & Partners Consulting проанализировал цели и результаты отмены «мобильного рабства» (MNP)

Компания J’son & Partners Consulting представляет основные результаты аналитического отчета «Цели и результаты внедрения MNP», в котором собран и проанализирован опыт стран, внедривших механизм сохранения номера сотовой связи при смене оператора (Mobile Number Portability). Представители J’son & Partners Consulting участвовали в крупнейших отраслевых мероприятиях по MNP и поддерживают тесные контакты с ведущими игроками российского рынка мобильной связи, что позволяет нам быть в курсе самых последних событий и трендов.

Популярность услуги и отток абонентов

Прошло уже 13-15 лет с того времени, как страны-пионеры MNP реализовали у себя этот механизм: Нидерланды сделали это в 1997 году, Великобритания и Гонконг — в 1999 году. В настоящее время абоненты могут сохранять номер при смене оператора примерно в 70 странах мира, включая все страны Евросоюза, некоторые африканские страны (Египет, Гана, Кения, Марокко, ЮАР и пр.), почти половину стран в Западном полушарии и другие государства.

Опыт стран, внедривших MNP несколько лет назад, показал, что популярность услуги зависит от многих факторов:


  1. Текущей ситуации на рынке мобильной связи (проникновение, уровень оттока, доля prepaid-абонентов и пр.) и макроэкономической ситуации в целом.
  2. Условий перехода от одного оператора к другому — сроков перехода и стоимости, удобства реализации услуги и пр.
  3. Существующей схемы взаимодействия с абонентами. Например, в таких странах, как США и Япония сложилась практика заключения долгосрочных контрактов с абонентами и субсидирование телефонов оператором. Это существенно снижает отток абонентов и ограничивает популярность услуги MNP.

В большинстве случаев услуги MNP оказались востребованы только на ранних стадиях развития рынка, который характеризуется относительно низким проникновением, невысоким качеством связи, «провалами» в покрытии и ограниченной конкуренцией (как следствие — высокими тарифами). Например, в Финляндии, где услугами MNP к концу первого года после внедрения воспользовалось около 20% абонентов мобильной связи (а к настоящему времени — более половины абонентов) на момент принятия MNP в 2003 году уровень проникновения составлял около 90% (этот показатель в России сейчас составляет 159%), а оператор Sonera доминировал с долей рынка 56%.

Напротив, в США рынок на момент принятия MNP в том же 2003 году уже являлся высоко конкурентным (услуги предоставляли 6 национальных и более сотни региональных операторов) и достаточно развитым. Согласно прогнозам, в США спустя 12 месяцев после внедрения MNP этой услугой должны были воспользоваться 30 млн абонентов. Однако в действительности этот показатель оказался в несколько раз меньше – 7,8 млн абонентов. Существенно ниже прогнозируемых значений оказался и показатель оттока абонентов — через 1 год после запуска услуги он снизился примерно до 25%, а еще через 2 года — до 22% (прогнозировалось 44% и 40% соответственно).

Рыночная среда в Японии на момент принятия MNP в октябре 2006 года отличалась очень высокой конкуренцией, и, как следствие, большим разнообразием тарифных планов, которые содержали большие скидки абонентам при заключении годового контракта, специальные предложения членам семей и пр. Все это позволило японским операторам существенно повысить лояльность своих абонентов и снизить показатель оттока. Кроме того, от смены оператора абонентов удерживали высокие штрафы при расторжении контракта (до $87).

Кроме того, «новый» оператор не предлагал абоненту такие же скидки, которые были предоставлены ему его «старый» оператор. В итоге внедрение MNP привело только к краткосрочному повышению показателя churn rate, а сама услуга оказалась практически невостребованной. Так, на начальной стадии внедрения MNP количество заявлений на сохранение номера при смене оператора мобильной связи составило всего 200 тыс. или 0,2% от общего количества абонентов в Японии. Этот показатель был существенно ниже, чем предполагалось (до 30% от абонентской базы).

На момент внедрения MNP в исследованных странах наименьший отток абонентов (churn rate) наблюдался в Японии (4%), наибольший — в Бразилии (34%). Через 5 лет после внедрения MNP в некоторых странах (Польша, Австралия и др.) этот показатель увеличился, в других (США, Япония, Бразилия и др.) — уменьшился, а в одной из стран (ЮАР) — практически не изменился (Рис. 1).


Показатель оттока напрямую зависит от степени удовлетворенности абонента своим оператором, а также от доли prepaid-абонентов и других факторов. Другими словами, влияние MNP на churn rate не является доминирующим фактором.
Компания J’son & Partners Consulting также исследовала влияние на популярность условий MNP — сроков перехода и стоимости, необходимости личного присутствия при подаче заявления на смену оператора, и т.п. К августу 2004 г, т.е. за несколько лет после внедрения MNP в Европе, количество перенесенных номеров в разных странах составило от 0,2% до 20,8% абонентской базы. При этом обратное соотношение между стоимостью и популярностью MNP (Германия, Финляндия) наблюдается не всегда. Например несмотря на бесплатность в Великобритании и Испании услуга оказалась менее популярна, чем в Дании (около 10 евро за MNP) (Таблица 1).

По основным показателям мобильной связи Россия накануне принятия MNP существенно отличается от большинства исследуемых стран. В частности, в РФ зафиксированы один из самых высоких показателей по проникновению мобильной связи (многие абоненты пользуются услугами связи одновременно нескольких операторов), оттоку абонентов, доли prepaid-абонентов и один из самых низких показателей стоимости минуты голосового трафика.

Влияние MNP на рынок

В результате обобщения опыта стран, внедривших MNP несколько лет назад, компания J’son & Partners Consulting сделала следующие выводы:

  • Во всех исследованных странах после принятия MNP проникновение сотовой связи существенно увеличилось, однако этот факт нельзя связывать исключительно с результатом внедрения этой услуги. Например, в России, где услуги MNP не внедрены, проникновение сотовой связи за последние 5 лет также существенно (почти в 1,5 раза) увеличилось и достигло 159%.
  • Как правило, внедрение MNP вызывает рост показателя оттока абонентов (churn rate) лишь в краткосрочной перспективе (около 1 года), а в последующие годы этот показатель может опуститься ниже уровня, который наблюдался до внедрения MNP.
  • MNP может приводить лишь к несущественному распределению рыночных долей операторов; в данном случае здесь играют большую роль процессы слияний и поглощений, маркетинговые инициативы операторов, изменение условий и тарифов и пр. Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что MNP положительным образом влияет на конкурентную среду, подталкивая операторов к увеличению активности в борьбе за абонента.
  • Как показывает опыт стран, которые не внедрили MNP (в их число входит Россия), тарифы имеют тенденцию к снижению вне зависимости от того, внедрена услуга сохранения номера при переходе к другому оператору или нет. Тем не менее, MNP служит дополнительным драйвером к усилению конкуренции, и, следовательно, к снижению тарифов. В подавляющем большинстве стран Европы, за исключением Бельгии и Латвии, средняя стоимость минуты через несколько лет после внедрения MNP продолжала снижаться (Рис. 2).
  • Затраты на MNP и экономический эффект

    Расчеты экономического обоснования внедрения MNP, выполненные для национальных регуляторов Великобритании, Нидерландов, Швеции, Дании, Австралии и Гонконга, показали, что чистый экономический эффект запуска услуги сохранения мобильного номера при смене оператора составит в каждой из этих стран от 55 до 900 млн евро в течение первых 10 лет после внедрения MNP.
    Однако часто операторы, которые внедрили услугу сохранения номера при переходе от одного оператора к другому недооценивали ожидаемые затраты, что связано с трудностью таких прогнозов. В частности, внедрение MNP в Великобритании обошлось операторам более чем в $88 млн при ожидаемых затратах в $58,6 млн, в Ирландии — в $62 млн (ожидаемые затраты — $20,6 млн), в Нидерландах — в $42,7 млн (ожидалось $29,4 млн) (Рис. 3).


    До начала внедрения MNP многие страны рассчитывали экономический эффект от внедрения MNP с точки зрения соотношения затрат и выгод. Однако в настоящее время доминирует мнение, что сохранение номера абонента при его переходе от одного оператора к другому является законным правом потребителя вне зависимости от экономических факторов и одним из важных признаков того, что данный рынок является действительно конкурентным.

    Прогнозы и перспективы

    По мнению J’son & Partners Consulting, вероятнее всего механизм MNP будет реализован в России в 2014 г. в «урезанном» варианте — переносить номер будет разрешено только в рамках одного субъекта РФ. С учетом этого, а также принимая во внимание тот факт, что стоимость услуги ожидается в районе 100 руб, востребованность MNP в России, вероятно, не превысит 3-5% в течение 2-3 лет.

    Внедрение MNP в России вряд ли приведет к увеличению показателя оттока абонентов, который и так уже один из самых высоких в мире, а также и на существенное перераспределение рыночных долей операторов, поскольку в целом их предложения, за редким исключением, фактически равнозначны. Другими словами, реализация MNP вряд ли приведет к какому-либо заметному влиянию на рынок.

    Внедрение MNP в России происходит с большим отставанием от развитых и ряда развивающихся стран, в другой рыночной среде и с другими условиями (в частности, с ограничением по географии) поэтому ценность внедрения MNP для достаточно развитого российского рынка и потребителей будет относительно невелика. Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что внедрение этого механизма может улучшить конкурентную ситуацию и стимулировать операторов на улучшение покрытия, качества услуг и расширения набора сервисов.

    По мнению J’son & Partners Consulting, внедрение полноценного механизма MNP с целью улучшения конкурентной среды и положительного влияния на рынок в России должно происходить параллельно с созданием более благоприятных условий для MVNO, отменой национального роуминга и региональных ограничений при смене оператора. Это потребует существенной реформы отраслевого законодательства, которая займет не менее 3-5 лет.

    В случае если MNP будет внедрен в России по европейской модели (бесплатный переход в течение одного рабочего дня) и на всей территории страны, услугой в ближайшие 1-2 года могут воспользоваться до 10-15% абонентов.