Кризис отшумел, рынок поделен заново. В ближайшее время потрясений не ожидается, и до нового года SMS-кампиталисты могут спать спокойно. О рынке, фроде и о том, почему рынок SMS-платежей не развит зарубежом беседуем с генеральным директором Planet3 Сергеем Тулаевым.
Иван Хрусталев (И.Х.): О самой компании Planet3 уже сказано достаточно много. Как вы думаете, изменится ли сам рынок, а точнее, проекты, которые монетизируются с помощью SMS?
Сергей Тулаев (С.Т.): Этот рынок, несмотря на свою относительную молодость, уже успел серьезно повзрослеть и значительно отличается от того, который был всего год назад: сегодня монетизация через микроплатежи закладывается в бизнес-план все большего числа новых проектов. Если же говорить про тенденции и новые направления, то мы ожидаем серьезного роста цифровой дистрибуции контента, а именно музыки, видео, игр. И таких проектов сегодня уже довольно много.
И.Х.: При сохранении темпов роста уже к 2010 году рынок мобильных платежей достигнет 1 млрд. долларов. Почему ничего не слышно о зарубежном опыте, ведь такой объем рынка несомненно должен быть заметен для телекоммуникационных игроков на западе. Или им этот рынок не интересен?
С.Т.: Дело в том, что на рынке России и сопредельных стран сложилась интересная ситуация. Она дает нам возможность прямо сейчас заглянуть в будущее. Ввиду неразвитости рынка, мы можем проскочить этап постепенного развития и реализовывать инновационные модели, к которым зарубежный рынок пришел только недавно. Зарубежный опыт, конечно, довольно обширен, но обороты индустрии мобильных платежей там все же относительно невелики из-за широкого распространения более традиционных платежных средств (в первую очередь платежных карт) и, на мой взгляд, некоторой инертности мышления, до сих пор большая часть крупных западных онлайн-ресурсов монетизируется только через рекламу.
Что же касается интереса крупных зарубежных игроков к мироплатежам, на мой взгляд, он присутствует сегодня в полной мере. Пример тому – огромное количество конференций, программных заявлений, инициатив, словом, всего того, что сопровождает формирование индустрии.
И.Х.: Расскажите о том, как сегодня делятся проекты в русском интернете по степени монетизации ресурсов с помощью мобильных платежей.
С.Т.: Достаточно сложно точно разделить рынок на сегменты, но ориентировочное распределение таково: около 20% рынка – знакомства в различных проявлениях, примерно 30% — игры, online и скачиваемые, около 35% — сервисы для взрослых, около 10% приходится на продажу музыки и видео. Остальное поддается классификации с трудом: например, среди самых необычных – сервис напоминания о времени совершения намаза.
Мы полагаем, что основными точками роста в online будут различного рода социальные сервисы, продажа программного обеспечения и цифровая дистрибуция музыки и видео. Ну и, конечно же, самые значимые изменения ждут рынок, когда микроплатежи выйдут за пределы, фактически, индустрии развлечений и интернета – уже скоро мы увидим оплату с мобильного телефона в газетном киоске.
И.Х.: Планируете ли вы объединить усилия по формированию цивилизованного рынка мобильных платежей с другими крупными игроками именно мобильных платежей, такими как А1 и INFON?
С.Т.: Безусловно, такие планы у нас есть, поскольку мы всегда выступали за то, чтобы сделать этот рынок более открытым и прозрачным. И мы уже провели переговоры со всеми крупными игроками о согласовании своей позиции по самым острым вопросам. Могу сказать, что наше видение условий развития рынка, путей разрешения наиболее болезненных проблем, таких как, например, злоупотребление доверием потребителей услуг, находит поддержку у многих компаний. Все они также как и мы, заинтересованы в том, чтобы сделать рынок цивилизованным, по возможности, исключить возникновение кризисных ситуаций и гарантировать стабильность своим партнерам. Результатом наших переговоров стал итоговый документ – предложение о формировании определенных правил работы на рынке, который, надеемся, будет служить своеобразным "кодексом чести" для участников рынка.
И.Х.: Зачем все-таки нужны посредники на рынке мобильных платежей? Почему бы интернет-сайту работать не напрямую с агрегатором, тем же i-Free или ИнкорМедиа, а то и вовсе — с оператором?
С.Т.: Дело в том, что в идеальной цепочке отношений оператор – агрегатор трафика – сервис-агрегатор именно последний берет на себя ряд важных функций: техническую реализацию сервисов, включая инновационную составляющую, управление рисками, создание новых сервисов и согласование их с регуляторами – например, подписки, периодический платеж и т.п. Особо надо выделить и вопрос привлечения оборотных средств. Все это подразумевает достаточно серьезные вложения: к примеру, только в программную и техническую реализацию процессинговой платформы Planet3 инвестировано около 50 млн рублей, не говоря уже о сроках разработки. Таким образом, если посчитать все затраты, становится ясно, что далеко не всем продавцам услуг имеет смысл покупать голую услугу передачи трафика и самостоятельно строить на ее базе конечные решения.
И.Х.: Расскажите о самых запомнившихся случаях мошенничества и фрода.
С.Т.: К сожалению, таких случаев в сегодняшней практике рынка микроплатежей больше, чем нам хотелось бы, и мы с нашими партнерами намерены серьезно работать над этим вопросом. Думаю, все игроки рынка могут рассказать массу разных историй на эту тему. В моей практике самым забавным был случай, когда абоненту, приобретшему доступ к сайту для взрослых, отдельным SMS-сообщением с платного номера задавали вопрос – удовлетворен ли он качеством оказанного сервиса? Разумеется, в любом случае абонент расставался с еще какой-то суммой денег. Добавлю, что как только мы обнаружили такую "заботу" о клиентах, сервис был мгновенно закрыт, и мы больше не работали с этим партнером.