Реквием по YouTube

Иллюстрация сгенерирована нейросетью Kandinsky 3.1
Начавшаяся пару недель назад со словесных интервенций, блокировка YouTube перешла в завершающую стадию. Само решение, кем бы оно ни принималось, так и его практическое исполнение многими критикуется, и критикуется по делу. Однако именно в такие моменты бросается в глаза несоответствие взглядов и компетенций тех, кто принимает такие решения, и тех кого последствия такого решения коснутся. Отсюда и ощущение полной несогласованности действий и нарастающего хаоса. Но на самом деле все действия согласованы и последовательны, просто для нас, активных пользователей интернета, они непонятны. Проблема в том, что мы не хотим видеть вполне очевидные вещи, которые давно у всех на виду.

Смотрите, интернет — это довольно сложная, агрессивная и конкурентная среда. При этом те, кто принимает решения о блокировках, отключениях и подобных методах, большую часть своей взрослой жизни провели в обществе без интернета. Многие из них до сих пор по сути не имеют устойчивых навыков использования компьютеров и даже смартфонов. Принимающие решения люди находятся в совсем другом измерении, о существовании которого большая часть общества старается не думать. А зря.

Например, когда руководители регионов предлагают запретить использование интернетом лицам до 16 лет, происходит оное не на пустом месте. Равно как и рассуждения, что можно повторить что-то вроде эксперимента Starfish Prime и сразу оказаться в 1991 году без всякого интернета. Понятно, что в практической плоскости подобные предложения пока не имеют значения, но появляются они не просто так, а как попытка ответить на некий запрос.

Запрос этот еще не сформулирован, но он явно не предполагает бурного развития коммуникаций и связанных с ними технологий. Проблема этого запроса в том, что если для внутреннего комфорта и спокойствия нужно будет избавиться даже не от каких-то конкретных сервисов, а вообще от какого-то класса сервисов и технологий, то это создающим запрос не видится как какая-то существенная проблема. Что случилось с YouTube? Его отключили.

Из непонимания, а может и от нежелания принять такие вот исходные данные, в обществе возникают странные ожидания и предположения. Например, распространена идея о том, что сперва отечественные сервисы должны достигнуть определённого уровня, а потом уже можно отключать западные. Но с чего многие решили кто-то готовит равноценную замену?

Допустим, у нас есть отечественный сервис, условный Ё-туб. Конкурировать с YouTube ему нужно лишь тогда, когда у пользователя есть выбор. Если выбора нет, то зачем тратить деньги и железо? Гораздо большую финансовую отдачу даст блокировка конкурентов. Чем быстрее она наступит, тем меньше денег нужно будет тратить на развитие сервиса.

Если посмотреть на эти процессы трезвым взглядом, то станет понятно, что рано или поздно очередь дойдёт и до других сервисов, не только видеохостингов. Мы видим периодические сообщения о замедлении то некоторых мессенджеров, то почтовых сервисов, а то и вовсе рассказы о грядущей блокировке мобильных операционных систем.

Мораль тут довольна простая: никто никому ничего не гарантирует в краткосрочной, а то и среднесрочной перспективе. Поэтому нужно быть хотя бы морально быть готовым к самым разным замедлениям и деградациям, к потере сервисов и инструментов. В каких-то случаях придётся спуститься с облаков на землю (без дополнительной помощи от Microsoft и Amazon, если вы понимаете о чем мы), то есть перейти от облачных решений к self-hosted. Не то, чтобы все это радовало, но трезво смотреть на вещи полезно в любые времена.