Почему в России не делают умные часы и фитнес-браслеты?

Иллюстрация Luke Chesser/Unsplash (Unsplash License)
Идет третий год упорного импортозамещения, и в каких-то областях даже есть успехи. В массовом сегменте электроники можно сказать, что практически решена проблема с телевизорами. Да, разумеется, те, кому крайне важны ультрасовременные экраны, все равно покупают свежие модели Samsung и LG, но все равно подключают к ним приставки с отечественными платформами, или на худой конец с Android TV. Потому что к матрицам корейских производителей вопросов нет, а к их WebOS и Tizen — предостаточно. Ну а в действительно массовом сегменте уже давно правят Яндекс и Сбер, и большая часть телевизоров в средней и низкой ценовой категориях продаются или под их брендом, или с их платформами на борту.

Но телевизоры — это хорошо, и это действительно отличный кейс, который можно приводить в пример. Со смартфонами и другой электроникой все сильно хуже. Для простого обывателя неочевидна разница — ведь смогли один сегмент забороть, пусть эти телевизоры и состоят по большей части из азиатской компонентной базы. Разгадка кроется именно в платформе, которая хоть и базируется на AOSP, но позволяет обеспечить работу не только сервисов Яндекса и Сбера, но и любых приложений, адаптированных под телевизоры. А уж с RuStore и вовсе закрывает 99% потребностей пользователей.

Со смартфонами все сложнее. Наши так называемые производители зачастую идут по простому пути заказа доработанных и слегка измененных моделей китайских брендов, размещают на корпусе свой бренд и прошивают устройство собственной версией AOSP. Является ли это решением? Сложно ответить на этот вопрос положительно. Все же на рынке телевизоров Android не является монополистом, он занимает не очень заметную по сравнению с WebOS и Tizen долю рынка. Во многом поэтому у отечественных телевизоров, как говориться, получилось. Потребитель сравнивает AOSP от Яндекса и Сбера не с Android TV, а с неповоротливыми платформами корейских производителей. Тогда как на рынке смартфонов сравнение российских поделий на AOSP сравнивают с отполированными Android-устройствами.

Но есть еще один сегмент, в котором отечественные производители имеют все шансы стать доминирующими. Это сегмент умных часов и фитнес-браслетов. Зоопарк устройств и платформ в этом сегменте еще больше, чем в сегменте телевизоров, а после ухода западных платформ — Garmin, Endomondo и подобных — освободилась ниша, в которой на данный момент никого нет. И точно так же как с телевизорами, никто не мешает нашим компаниям заняться разработкой, с одной стороны, платформы сбора статистики с носимых устройств (благо шаги тот же VK уже научился собирать), а с другой стороны, собственными устройствами, благо китайские OEM-производители вполне могут обеспечить таковыми российские компании. Чем это отличается от телевизоров, где при всей их отечественности все равно стоят китайские матрицы? Ничем.

Думается, в ближайшие пару лет мы все же увидим первые шаги в этом направлении. Вопрос лишь в том, кто первым сообразит, что ЗОЖ, так продвигаемый нашими властями, это по сути золотая жила. И так уж получается, что на нашем рынке «кто первый встал — того и тапки». Можно делать вид, что Маруся и сберовские голосовые помощники ничем не хуже Алисы, но покупают все равно Алису. Так будет и с носимыми устройствами. И ждать, есть мнение, осталось недолго.

//
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и группе ВКонтакте. !