Почему засуетились импортозаместители облачных продуктов Microsoft

Удивительно, как засуетились и забегали компании, которые уже года два как активно импортозамещают зарубежный софт. Казалось бы, проблемы и существовать-то не должно: не только Microsoft, и но и практически все крупные корпорации еще в 2022 году закрыли калитку не только для российских компаний, но и для самих россиян. И надо признать, Microsoft с Google (и отчасти Apple) проявили недюжие способности вводить ограничения таким образом, чтобы их можно было без особых проблем обойти. Возможно именно поэтому тотального импортозамещения и не случилось. Это не означает, что заменителей нет. Они есть практически во всех категориях, но это не означает, что они равноценны.

Весной и летом 2022 года мы неоднократно указывали на крайне странную политику наших компаний, занимающихся импортозамещение программного обеспечения. Казалось бы, вот он шанс, не надо никого уговаривать переходить на отечественный софт. Но внезапно оказалось, что большая часть компаний увидела в этом возможность получить деньги здесь и сейчас, оставив цены на том же уровне. Не надо быть великолепным бизнесменом, чтобы понять простую вещь: если вы не можете выиграть конкуренцию по цене, то надо либо продукт делать таким, чтобы о цене никто не вспоминал, либо ставить адекватную цену. Но принцип «ну а чо, ща прибегут, никуда не денутся» в маркетинге наших отечественных разработчиков был возведен в ранг стратегии.

И вот, спустя два года наш редакционный ящик завален письмами импортозамещателей. Все они с однотипными заголовками «Мы поможем заместить MS Teams!» Во всех текстах одна и та же мысль — смотрите, у нас все то же самое, а MS Teams вы теперь использовать не сможете, так что давайте, несите свои денюжки.

Понесут или нет — вопрос риторический. Через неделю после первой истеричной новости (запущенной в информационное поле интегратором, который торгует импортозаместительным софтом) выяснилось, что блокировать Microsoft то ли раздумал, то ли перенес сроки на апрель, то ли будет блокировать, но не всё, то ли всё, но не совсем. Никаких официальных сообщений от корпорации не было, по сети ходят только какие-то письма, адресованные конкретным клиентам. Никто ничего не может сказать наверняка.

Никто, кроме компаний, у которых «все уже есть». При этом в некоторых случаях доходит до того, что разработчики этого софта сами в рабочем процессе используют не собственные решения, а — три раза ха ха — зарубежные аналоги. Наверное, так сильно уверены в качестве собственных программных продуктов.

За два года так и не появилось достойной замены MS Office в том же объеме услуг, программ и сервисов, которые предлагала сама Microsoft. «Мой офис»? Не смешите. Р7 Офис? У этих ребят своеобразное понимание что такое розничные продажи. Примерно как у Триколора. А больше никто о себе так и не заявил. При этом скачать и установить — хоть за деньги, хоть надев треуголку Джека Воробья — MS Office никаких проблем нет. Но импортозаместителям розничный сектор не так уж и интересен — эти мерзкие людишки так и норовят сравнивать продукт с оригиналом и всегда не в лучшую сторону. А еще обрабатывать их транзакции, возиться с персональными данными. Ну их, лучше продать пару тысяч копий очередной компании. И пусть эта компания копии эти покупает просто для того, чтобы от них отвязались: копии закуплены, импортозамещение произведено, можно возвращаться к использованию привычных программ, а сисадмины уж как-нибудь придумают, как эти программы установить.

Нечто подобное происходило много лет в нашей микроэлектронике, где на бумаге у нас были и заводы, и производство чипов, и даже процессоры собственные. Но как только начали эту историю ковырять, так выяснилось, что ничего нет. Точнее есть, но не наше. А чтобы наше появилось нужно еще дать денег. Хотя на прежние транши можно было отгрохать не одно собственное производство с собственной компонентной базой.

Возможно, стоит задать вопросы профильным министерствам. Но они слишком заняты составлением реестров и раздачей баллов.