Мобильному рабству хотят ослабить кандалы

Иллюстрация TheDigitalArtist/pixabay.com (Pixabay License)
Сухая новость дня — Минцифры хочет проводить внеплановые проверки РКН и Генпрокуратуры в отношении операторов связи, если у тех будет фиксироваться отказы в переносе номера к другому оператору на уровне 5%. Как сообщают коллеги, сейчас процент отказов на уровне 61%. Общий операторский консенсус – 20%. Не исключено, что завтра в рамках «Дня цифры» на ВДНХ руководители операторов — кулуарно или публично — поднимут данный вопрос. Но скорее всего кулуарно, потому как вся эта история — не новость, а лишь продолжение. И мы даже уже предупреждали, что это произойдет, правда, немного в ином контексте.

В ноябре Минцифры запустил пробный шар: предложил показывать на Госуслугах информацию о зарегистрированных на них SIM-картах. Реализация такого проекта потребовало бы от операторов хранить данные об абонентах в государственных реестрах. Или, по крайней мере, синхронизировать свои базы данных с госуслугами. Но когда на кону дутые абонентские базы и колхозы с «безлимитными» симками, сила сопротивления такому подходу предсказуема. Не говоря уже о негативной стороне проекта.

Как правильно подметили коллеги, актуализация паспортных данных процесс постоянный. По их подсчетам, в этом году 3,7 миллиона россиян будут менять паспорта по возрасту, к этому можно добавить еще 1 миллион браков и 682 тысяч разводов, доля смены фамилии супруги довольно велико. Если утрировать, ежегодно около 5% граждан меняют паспорта, а значит нужно менять и их паспортные данные в соответствующих операторских реестрах.

Но ладно операторы — у них может быть и не полностью актуализированные, но понятные по структуре базы данных. А как обстоят дела в шарашкиной конторе ЦНИИС, которую присоединили к НИИ Радио? Как ни странно, упоминания этих натуральных «Рогов и копыт» исчезло, как будто перенос номера — это дело двух операторов. Мы конечно будем очень рады услышать, что все в этом филиале ада поменялось в лучшую сторону, но когда в последний раз мы интересовались их деятельности, то выяснилось, что их «реестр» был натурально табличкой в Excel, куда ручками вбивались данные. Собственно, основная доля ошибок в данных приходилась на этих высокопрофессиональных тружеников цифрового тыла. Как-то не слышно о внеплановой проверки генпрокуратурой НИИ Радио и их подопечных. А то ведь много интересного можно было бы найти.

Если вам кажется, что мы тут топим за операторов, Минцифры или (ну, вдруг вам показалось) за НИИ Радио, то вы ошибаетесь. Главная проблема этого марлезонского балета в том, что де-факто всех всё устраивает. Самые упоротые абоненты все же добиваются переноса номера, так что статистика по MNP всегда в зеленой зоне. Операторам же в свою очередь выгодно, чтобы у услуги MNP была репутация процесса, с которым лучше не связываться — ведь вместе с любителями низких цен и акционных тарифов по MNP могут уходить и вполне себе рентабельные абоненты. И даже целые компании.

Решение, как обычно, на поверхности. Нужен единый реестр. В котором просто можно будет менять поле «оператор», вместо того, чтобы сначала передавать в какой-то там НИИ данные, чтобы они передали их другому оператору. В каждой итерации заложен процент ошибки, а в случае, когда никто не замотивирован в процессе, процент этот мультиплицируется и масштабируется. Так что в 61% отказов в переносе номера мы охотно верим.

Интересно, какой будет следующий шаг. Намерения Минцифры понятны — реестр должен быть у государства, что вписывается в общий тренд закручивания гаек (пусть и побочным эффектом станет упрощение ряда процессов). Намерения операторов так же понятны — отпускать клиентов по клику мыши им не очень интересно.

Возможно, решением могло бы стать введение платы за услугу переноса номера — достаточной, чтобы ограничить аппетиты любителей менять номер для того, чтобы экономить 50 рублей в месяц, но доступной. Но на это вряд ли пойдут — как это, тут, значит, ФАС истерит из-за повышения абонентской платы на 60 рублей, а вы, значит, решили 1000 рублей брать за перенос номера. Но мы то можем помечтать, правда?