Суть в следующем. Компании, являющиеся резидентами Сколково, занимаются разработками новых технологий, устройств, платформ. В то же время, учитывая специфику финансирования, эти компании хотели бы продавать свою продукцию государственным заказчикам. Однако, часто случается так, что продукт есть, покупатель есть, а заключить контракт на поставку не получается. Потому как есть 223 федеральный закон, печально известный своим требованием участия в закупке сразу нескольких поставщиков, чтобы, так сказать, была конкуренция. Не будем сейчас ерничать на тему того, что в результате госкомпаниям приходится закупать услуги у каких-то шаромыжников просто потому, что те ставят цены ниже порога рентабельности. Речь о том, что в итоге получается парадоксальная ситуация, когда компании, создавшей конкретный продукт под конкретную задачу приходится годами ждать, чтобы на рынке появился конкурент.
Да, есть механизм «единственного поставщика», когда через госзакупки проходит история с одной единственной компанией-поставщиком, однако по словам резидента «Сколково» далеко не все соглашаются на такую схему. Проблема в том, что ФАС таким госкомпаниям немедленно понижает рейтинг, а для госкомпаний, оказывается, рейтинг в госзакупках куда важнее самих, собственно, закупок.
Еще одной проблемой, которую подсветил резидент «Сколково», стало мнимое импортозамещение. Схема все знакомая и понятная, на зарубежное оборудование наклеивается шильдик с отечественным брендом. При этом в законе 223 нет требования проверять страну происхождения продукции, в отличие от закона 44, в котором оно присутствует.
Добавим от себя, что проблема тут более комплексная. Дело в том, что наше законодательство и нормативные требования уже много лет живут в собственном вымышленном мире. В результате получается, что вроде как операторы обязаны свои сети перевести полностью на отечественное оборудование, а его попросту нет. Появиться оно может, но не скоро, ибо процесс это долгий и трудный. Да и даже когда появится, проблемы с ценообразованием никуда не денутся, а ФАС не дремлет, ФАС бдит. По итогу выходит так, что в ряде случаев альтернативы переклеиванию шильдиков просто не существует.
Как будет разрубаться этот гордиев узел непонятно. Дмитрий Анатольевич, конечно, для проформы попросил у вопрошающего ставки, явки и пароли, то есть список оборудования и компаний. Но, сдается нам, это вряд ли приведет к серьезным изменениям на отечественном IT-ландшафте. Просто потому, что для того, чтобы что-то замещать, надо чтобы было на что. А его зачастую попросту нет.
Что же касается коллизии с 223 законом и отсутствием в нем требования проверять страну происхождения по все форме, то опять же Дмитрий Анатольевич обещал дать необходимые поручения. Впрочем, он и остальным вопрошавшим предлагал писать письма лично ему. Жаль, не сказал адреса. Мы бы написали, есть у нас пара вопросов.