Под конец года многих одолевает лишь одна мысль: «поскорей бы это все кончилось». Но нервное напряжение выдерживают не все, и иногда у компаний срывает клапаны, а фляга из PR-отдела начинает отчаянно свистеть. И появляются в медиапространстве лютые инициативы, как например сегодня стало известно, что отечественный производитель компьютерной техники ICL попросило правительство запретить ввоз ноутбуков брендов, официально ушедших из России. В списке фигурируют Asus, HP, Dell, но не упоминается Apple. Наверное, свист фляги таки имеет свои пределы. Потому как запретить ввозить технику Apple предложить, конечно, можно. Но что делать с десятками, если не сотнями тысяч компаний, чьи бизнес-процессы завязаны на технику этого производителя? Но это мы немного забегаем вперед, давайте обо всем по порядку.
ICL выступила сразу с несколькими инициативами. Во-первых, запретить параллельный импорт ноутбуков западных брендов. Во-вторых, ввести кэшбек для покупателей отечественных ноутбуков. Наконец, требуются льготные кредиты для дистрибьюторов, которые возьмутся продавать отечественную технику.
Разберем каждую инициативу в отдельности. Если кто-то не в курсе, то никакого параллельного импорта не существует. Это просто название старого доброго серого ввоза техники, и вводя этот термин государство всего-лишь выписало индульгенцию тем, кто занимается поставками техники в обход санкций. Если ввести запрет по предложению ICL, то вместе с польскими яблоками и итальянским пармезаном на границе катком будут уничтожать и ноутбуки.
Кэшбек, предлагаемый ICL, считается успешным инструментом, стимулировавшим внутренний туризм. Но опять же стоит напомнить, что вместе с введением этого кэшбека туристические агентства и отельеры подняли цены на те же 20%. Так что кэшбек этот осел не в кармане потребителя, а на счетах отельеров. Видимо, ICL очень понравилась такая схема — делать ничего не надо, а денег сразу на 20% больше. Потому как вся продукция этой компании продается только в России. Отличный план.
Наконец, предложение срочно выдать льготных кредитов дистрибьюторам выглядит интересной затеей, но где гарантия того, что отечественные производители готовы заполнить рынок достаточным количеством продукции. Сегодня их производственные мощности полностью загружены, но все равно та же ICL произвела за год 250 тысяч ноутбуков при емкости рынка в 2,7 миллиона. Это меньше 10%. Меньшиство мы, конечно, уважаем, но мы не мультик Диснея, чтобы ориентироваться исключительно на эту характеристику.
Чего же боится ICL? Почему с таким предложением не выступил Аквариус или RDW? Видимо, очень понадобились деньги. На что именно — увеличение ли производства или просто собственнику предприятия понадобился новый автомобиль, а тот подорожал — это нам неведомо. Отметим лишь адекватную реакцию профильного министерства, в котором предложили добиваться увеличения спроса «за счет конкурентных решений, а не запретом импорта».
Очень странно в текущих условиях просить каких-то рестрикций. Вернуться таким корпоративным гигантам, как Dell или HP будет сложно без всяких ограничений. Любой собственник бизнеса десять раз подумает, стоит ли связываться с поставщиком, который в любой момент может сделать ручкой и удалиться в закат. Вслед за улетевшей флягой маркетологов из ICL.