Google проигрывает битву с еврочиновниками и похоже, что три миллиарда долларов штрафа придется заплатить. Эта история длится много лет. Еще в 2017 году власти Евросоюза решили, что Google душит местных разработчиков через поисковую систему, в которой сервисы и компании, аффилированные с гигантом, получают в выдаче места повыше. Забавно, что за эти годы уже многое изменилось, а разработчики, которые жаловались на дискриминацию, давно исчезли с горизонта. Суды же все идут. Вот и очередное заседание очередного европейского суда завершилось в пользу регулятора, но, вы не поверите, Google подал апелляцию. А уж если компания следующий суд выиграет, то нас ждет эпичная битва в высшем суде ЕС. Годика через два.
Удивительно, как бюрократическая машина умудряется уничтожить все, до чего дотрагивается. Судебные разбирательства, инициированные чиновниками в какой бы то ни было стране — как ремонт, который, как известно, нельзя закончить, можно только остановить. Но Евросоюз, отрастивший себе горб из разных комиссий и регуляторов, не собирается просто так выгонять на мороз сотни дармоедов, самоназвавшихся комиссарами. Он будет судиться до последнего. Процесс ради процесса.
Между тем три (а точнее 2,8) миллиарда долларов — сумма не такая уж и большая для Google, а если ее размазать на пять лет, то получается и вовсе нечто похожее на налог. И в этом есть проблема, ведь сервисам-инициаторам судов совершенно все равно, какого размера будет штраф и будет ли он вообще. Деньги, если их американская компания заплатит, осядут где-то в закромах ЕС, а требования разработчиков если и будут выполнены, то совсем не в том виде, который их устроит. То есть проблему взаимодействия, с которой все началось, эти деньги по понятным причинам не починят.
И здесь возникает интересная аналогия, ведь у нас идет похожее разбирательство. Инициатором выступает группа интернет-сервисов. Ответчиком — «Яндекс», который внедрил в свою поисковую выдачу так называемые «обогащенные ответы», они же колдунщики. ФАС рассматривает возможность его оштрафовать по примеру Google в ЕС.
Европейским оппонентам Google, скорее всего, хотелось не умереть в ожидании решения суда, а решить свои проблемы быстро и эффективно. И если бы Еврокомиссия ставила себе целью не штрафы, а скорость решения проблемы рынка, может и сервисы бы так быстро не сдулись. Для нашей ФАС это может быть хорошим кейсом: важнее не оштрафовать, к примеру, Tele2 или «Яндекс», а реально добиться снижения цен для клиентов и открытия доступа к пресловутым колдунщикам. Штраф — это всегда очень просто. Только, как мы видим по чужому опыту, проблемы он не решает.