«Рационализаторство в нашей стране претерпевает реинкарнацию и возрождение, — отмечает главный эксперт компетенции «Бережливое производство» Павел Дмитриев. — В значительной степени это связано с посылом Президента РФ о необходимости повышения производительности труда. В стране большая нехватка квалифицированных кадров, в частности производственного персонала. И повышение производительности труда именно рабочего человека — того, кто создает ценность, делает что-то руками, напрямую влияет на рост ВВП».
Ключевую роль в развитии рационализаторства эксперт отводит специалистам по бережливому производству, функционал которых нашел отражение в конкурсном задании компетенции. Конкурсное задание включает три модуля.
Цель первого модуля «Фабрика процессов» — качественная организация рабочего процесса (например, по сборке трех изделий) в условиях сжатых сроков и ограниченных ресурсов, в первую очередь человеческих. Конкурсанты выстраивают процесс с нуля и разрабатывают стандарты (карты) каждого рабочего места в формате инструкций, которые позволят любому, даже неквалифицированному работнику выполнить предписанную операцию.
Задача конкурсанта на этапе второго модуля — провести производственный анализ: выявить проблемы (производственные потери) и предложить решение, которое позволит работать быстрее и эффективнее. Например, после оптимизации 12 человек смогут выполнять тот же объем работ, что раньше выполняли 22 сотрудника.
В третьем модуле конкурсного задания оценивается способность участника соревнования доносить информацию о необходимости внедрения новаций до рядовых работников и обучать их. Этот этап показывает, как важны для нашего специалиста коммуникационные навыки и талант переговорщика.
«Фактически специалист в области бережливого производства — и экономист, и технолог, и конструктор, и производственник. Это настолько многофункциональный человек, что он может прийти на химзавод и через какое-то время подсказать, что необходимо сделать для того, чтобы получить эффект "быстрее, дешевле и качественнее". При этом ему совершенно не надо обладать специальными познаниями в химии», — объясняет главный эксперт компетенции «Бережливое производство».
Универсального названия для носителя этой компетенции в квалификаторе пока нет — на одних предприятиях они работают в должности консультанта по производственной системе, на других их прямо называют экспертами по бережливому производству. Как становятся такими специалистами? Во многих вузах уже существуют кафедры бережливого производства, где преподают определенные инструментарии, но в идеале нужно в каждую профессию включать этот модуль, считает Дмитриев:
«Оптимальнее всего при подготовке, например, технологов, конструкторов в вузах давать им такой комплекс дополнительных знаний, чтобы они приходили на производство уже изначально заряженные таким образом мышления».
У участников соревнований по компетенции «Бережливое производство» должен быть определенный собственный опыт, например, проектной работы. Им, безусловно, обладали участники дебюта этой компетенции на чемпионате в Екатеринбурге: всего в соревнованиях приняли участие 16 молодых сотрудников корпораций «Ростех», «Росатом», «Роскомос», «Сибур» и ОСК. Однако, по мнению Павла Дмитриева, такие специалисты нужны не только крупным предприятиям, но и среднему и малому бизнесу.
«В условиях высокой конкуренции и дефицита ресурсов вывести свое предприятие вперед можно только за счет внутренних ресурсов, а изыскать их и правильно использовать может как раз специалист по бережливому производству», - уверен он.
На WorldSkills Hi-Tech 2021 состоялась презентация еще одной новой компетенции — «Литейное производство». До Екатеринбурга соревнования по этой компетенции проводились только единожды — на отборочном чемпионате «Ростеха».
«В госкорпорации много литейных предприятий, а методика «Ворлдскиллс» заточена на то, чтобы собрать лучший практический опыт инженерных рабочих специальностей, — так объясняет главный эксперт компетенции «Литейное производство» Евгений Клюкман целесообразность появления компетенции на чемпионате. — Соответственно, мы хотим, чтобы литейное производство и корпорации, и страны в целом развивались, сокращались убытки, улучшалось качество и повышалась надежность автомобилей, яхт, самолетов, ракет и другой продукции машиностроения, в которой используются детали литейного производства».
На соревнования по этой компетенции приехали 4 молодых сотрудника предприятий «Ростеха» и «Роскосмоса» из Приморского края, Татарстана и Перми. По условиям конкурсного задания участник полностью разрабатывает технологию изготовления отливки: прорабатывает возможность изготовления отливки, разрабатывает чертеж ее электронной модели, проектирует литейную оснастку, выполняет моделирование литейных процессов в специальных программах. На следующем этапе конкурсант разрабатывает планировку литейного цеха, выполняет анализ отливки и презентует свою работу коллегам.
«В последующие годы мы планируем на WorldSkills Hi-Tech привозить 3D-принтеры по изготовлению литейной оснастки и непосредственно выполнять заливку сплава здесь, в Екатеринбург-Экспо, — отмечает Клюкман. — Этот метод мы отработали на отборочном чемпионате «Ростеха»: мы за ночь печатали литейные формы участников — и на третий день соревнований они получали готовую отливку из металла, выполненную по их технологии. А в этот раз они работают пока исключительно на компьютерах».
Конкурсное задание, по сути, отражает основное содержание работы инженера: разработчики компетенции постарались смоделировать, насколько это возможно, реальные производственные условия, включая коммуникацию с заказчиком и согласующими инстанциями, а также различные проблемы, которые возникают в ходе производства.
Помимо проверки технического уровня подготовки конкурсанта и его коммуникативных навыков, задание включает в себя небольшой блок по разработке трех кайдзен-предложений, уточняет главный эксперт компетенции «Литейное производство:
«Понятие кайдзен пришло к нам из Японии — это из серии бережливого производства, по факту это аналог рацпредложения. Мы даем конкурсантам реальные примеры каких-то ситуаций, которые нужно улучшить, например устранить нарушение техники безопасности. Они предлагают свое видение, как это можно решить, и в дальнейшем использовать на рабочих местах».
В целом механика конкурсного задания включает в себя несколько важных для инженера литейного производства блоков: оцениваются умение работать в CAD-программах и программах для моделирования литейных процессов, знания материалов литейного производства и литейной оснастки, менеджерские качества и коммуникативные навыки.
В компетенции могут состязаться специалисты действующих литейных производств либо студенты старших курсов профильных университетов (с направленностью «литейное или металлургическое производство»), а также вузов смежных специальностей — технологи машиностроения и т. п. Евгений Клюкман уточняет, что планируется подготовка еще одной линейки под демонстрационный экзамен — она уже будет рассчитана на студентов не только вузов, но и колледжей.
«Этой компетенции до сих пор не было не только в России, но и вообще в мире, — подчеркивает главный эксперт. — Мы внесли в требования к компетенции опыт двух российских компаний, привнесли сюда опыт Люксембурга и Италии. В целом получилась сложная, но очень интересная компетенция. Мы сюда постарались собрать все новинки, какие есть не только в стране, но и в мире. Мы считаем, что если сейчас предприятия России не начнут перенимать лучшие мировые практики, то литейные производства просто не выдержат конкуренции, например, с азиатскими поставщиками. Чемпионат «Ворлдскиллс» как раз позволяет транслировать лучшие практики, подготовить, обучить людей, чтобы они, вернувшись на свои предприятия, могли участвовать в развитии производства».