На этой неделе Еврокомиссия объявила о намерении заставить производителей смартфонов и другой мобильной электроники перейти на использование USB Type-C для зарядки. Помимо смартфонов, правила будут применяться к планшетам, наушникам, портативным колонкам, игровым приставкам и камерам. Это, наверное, даже не очень тянет на новость, так как инициативе уже не один год, а чтобы стать законом, этим поправкам нужно пройти голосование в Европейском парламенте. Да, шансы что они будут приняты высоки, но процесс этот очень долгий.
Ведь в соответствии с лучшими стандартами евробюрократии, проект представленный на этой неделе, стандартизирует только тот разъем кабеля, который вставляется в заряжаемый гаджет. Завершить обсуждение того, каким должен разъем на стороне зарядного устройства комиссары планируют к концу года. Задача непростая, так как поставлена цель обеспечить, цитируем: «полную совместимость» обоих разъёмов кабеля. Тут нужно понимать, что эта комиссия не разрабатывает сами стандарты. Разъём, как и все остальное — это работа инженеров USB-IF. Еврокомиссия принимает лишь решение об использовании уже созданных технологий.
На текущий момент комиссары определились, что со стороны устройства обязателен разъем Type-C, а также что оба коннектора должны быть совместимы между собой. И при таких вводных, потребуется несколько месяцев, чтобы ответить на вопрос, каким будет разъём со стороны зарядного устройства. Это в некотором смысле даже вызывает восторг. Все при деле, и через несколько месяцев бурных дебатов можно будет написать ещё одну новость: в ЕС согласовали USB Type-C как второй разъем зарядного кабеля. Потом голосование в Европарламенте, и если оно закончится принятием поправок, то на выполнение новых требований производителям будет отведено не менее 24 месяцев. В общем, эта история тянется годы и годы ещё впереди.
Но вместо того, чтобы улыбнуться, многие почему-то стали радостно хоронить Lightning, который используется в устройствах Apple. Хотя и закон не принят, и до, как минимум, 2023 года ещё очень далеко. Официальный комментарий корпорации был предельно предсказуем: «Мы по-прежнему обеспокоены тем, что строгое регулирование, предусматривающее использование только одного типа разъёма, сдерживает инновации, а не поощряет их, что, в свою очередь, наносит вред потребителям в Европе и во всем мире». Кто бы сомневался.
Но при этом производители одобряют возможность продавать электронику без зарядных устройств, и намекают, что и кабели питания в комплекте тоже лишние. Мол, зачем же множить электронный мусор. Так что за прибыли корпораций можно не переживать. И даже у Apple полно возможностей сохранить сверхдоходы от продажи дополнительных аксессуаров. Потому как новые требования не распространяются на беспроводные зарядные устройства. Как заявил еврокомиссар Тьерри Бретон: «есть много возможностей для инноваций в беспроводных технологиях». Возможностей действительно много, и через пару лет можно будет начать обсуждать стандарты беспроводной зарядки. Тут работы лет 10, не меньше.
Ну а чтобы соответствовать новым правилам, Apple может, к примеру, поставлять на рынок EC айфоны с заклеенным зарядным портом. По крайней мере, формально все требования будут выполнены, смартфоны уже оснащены беспроводной зарядкой. И если бы 2-3 года назад такой вариант мы бы привели в качестве шутки, то сейчас подобный поворот событий уже вряд ли кого-то удивит.
А что действительно удивляет, так это рассуждения от тоннах электронного мусора под гнётом которых стонет несчастная Европа. Цены на цветные металлы, в том числе и медь, уже давно на таких уровнях, что переработка электронного мусора это весьма выгодный бизнес. Непонятно, почему его позиционируют чуть ли не как тяжкую обязанность или даже благотворительность. И совсем странной выглядит концепция, когда, за, по сути, сдачу цветмета предлагается ещё и доплачивать. Внести ясность могло бы исследование того, как устроен и кем на самом деле контролируется рынок переработки вторсырья в ЕС. Но борцам за зелёное будущее эта тема почему-то совсем не интересна.