Регулирование телеком-рынка США не отличается последовательностью и стабильностью. Федеральная комиссия по связи состоит из пяти человек, обычно это два республиканца, два демократа и кто-то нейтральный. Сейчас ситуация уникальна, так как нейтрального члена комиссии нет, а у демократов перевес, так как должность и.о. председателя досталась представителю демократической партии Джессике Розенворсель. Одним из главных камней преткновения между демократами и республиканцами является принцип сетевого нейтралитета. Он был введен при Бараке Обаме, отменен при Дональде Трампе и вот теперь вновь вводится с подачи Джо Байдена. Сетевая нейтральность по-американски — это запрет операторам на дифференциацию пропускаемого через сети трафика, а значит, и лишение операторов значительных рычагов давления на IT-компании.
Операторы, которые выступают резко против принципа сетевого нейтралитета, апеллируют к тому, что за последние годы, когда этот принцип был отменен, конкуренция только возросла, а у американцев появилась большая альтернатива в выборе интернет-провайдеров. Отчасти это правда, помимо проводного интернета появилась возможность подключаться к 5G в формате стационарной точки доступа, когда в доме у окна устанавливается большой роутер, принимающий сигнал 5G (чаще — в миллиметровом диапазоне) и уже после этого раздающий интернет по Wi-Fi или кабелю. Однако, отказ от сетевой нейтральности позволяет операторам требовать от IT-компаний плату за пропуск интернет-трафика. В Южной Корее, например, 6% трафика генерируется сервисом Netflix и власти страны позволили операторам требовать у Netflix платы за столь высокую нагрузку на сеть. В США стриминговые сервисы сегодня находятся в стадии бурного роста, и не удивительно, что операторы лелеют надежду увеличить свои доходы путем принуждения IT-компаний делиться полученным доходом.
В то же время принцип сетевой нейтральности защищает небольшие компании, которые находятся лишь в начале пути. Пользуясь отсутствием нейтральности, любой оператор может им урезать скорость передачи трафика, что немедленно скажется на их бизнесе. Получается, что у операторов в руках оказывается серьезный и эффективный инструмент шантажа, что противоречит конкуренции.
В результате американские операторы находятся в ловушке. С одной стороны, они хотят иметь возможность влиять на трафик, замедляя или ускоряя его. Это позволяет им, в частности, предлагать абонентам разные безлимитные интернет-тарифы, в дешевых, например, будет доступен YouTube лишь в SD-качестве. Возвращение сетевой нейтральности уничтожит эту бизнес-модель и ожидаемо количество вариаций «безлимитов» сократится. С другой стороны, администрация Байдена уже четко обозначила свои приоритеты в политике по отношению к IT и телекому: увеличение роли государства в регулировании отрасли.