Если вы хоть раз отправлялись к Черному морю из Москвы на автомобиле, то прекрасно знаете летнюю пробку на пункте оплаты. Она растягивается на несколько километров и даже наличие транспондера не спасает, ведь до шлагбаума надо еще доехать. На новых платных трассах Автодор полностью отказался от этой архаичной системы контроля оплаты проезда. ЦКАД, замкнувший кольцо в конце прошлого года, оснащен системой свободного потока или Free Flow.
Платные дороги в России появились не так уж давно, но до сих пор являются объектом лютой ненависти некоторых автовладельцев. Кто-то уверен, что новые дороги — это общественное достояние, и брать деньги за проезд — это кощунство. Другие ездят, и адски хохоча сбивают шлагбаумы не оплачивая проезд. Впрочем, после замены мягких шлагбаумов на жесткие и появление полицейских патрулей таких анархистов почти не осталось. Но рядового автолюбителя в платных трассах всегда раздражали пробки, скапливающиеся у пунктов оплаты. И как ты трассу не расширяй, сколько пунктов оплаты не ставь, все равно в летний период собираются заторы. Кто-то заехал в полосу, где не принимают банковские карты. У кого-то закончились деньги на счету транспондера. Кто-то просто поломался. И в результате площадь перед пунктами оплаты напоминает муравейник. При этом многие из тех, кто был за границей, сетуют, мол у них-то никаких шлагбаумов нет, езди да оплачивай проезд постфактум. Автодор запустил ЦКАД, дублирующий бетонку, в конце 2020 года и сразу внедрил на трассе систему свободного потока. Причем на некоторых участках осталось расширение трассы под пункты взимания платы.
Действительно, мы проезжали сегодня по дороге и заметили, что остались территории, выделенные под пункты взимания платы. Сейчас они пустуют, но в перспективе там будут организованы дополнительные зоны отдыха и сервиса, то есть они не пропали зря. В то время, когда ЦКАД еще изначально планировался, системы Free Flow как системы взимания платы еще не существовало, поэтому было заложено такое техническое решение, — Георгий Чичерин, заместитель председателя правления по развитию собственных видов деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги»
Система Free Flow это комплекс из видеокамер, которые распознают автомобили, их габариты и номерные знаки вне зависимости от их скорости, и радиоантенн, которые считывают установленные в автомобилях транспондеры. Если транспондер есть, то плата за проезд списывается со счета как на обычных пунктах оплаты со шлагбаумом. Если же его нет, то проверить накопившийся долг и оплатить его можно на сайте Автодора. Если не оплатить проезд в течение пяти дней, то можно получить штраф от 1,5 тысячи рублей в зависимости от габаритов авто. Необходимые поправки в КоАП уже внесены.
Что касается законодательства, то в начале года полноценный пакет законов, который фиксирует необходимость оплаты и в качестве меры наказания вводит штраф, уже начал работать. Мы это внедрили и все системы у нас уже работают. Мы уже сформировали базу неплательщиков, злостных и тех, кто еще не до конца понимают как это делать. Первым этапом мы пока проводим широкое информирование людей, как через СМИ, так и через SMS-информирования. Человек проехал, получил SMS с информацией, что ему нужно оплатить и мы заметили, злостных или принципиально не желающих платить стало меньше. В основном это люди, которые еще не до конца понимают, либо не знают, но те, кто получают информацию о том, что они проехали и нужно оплатить, понимают, что получили сервис и эту услугу оплачивают, - Георгий Чичерин
Рамки оплаты расположены на ЦКАД таким образом, чтобы минимизировать их количество. В основном они стоят перед съездами на федеральные трассы, поэтому проехать мимо них не получится. Помимо рамок оплаты свободного потока вся трасса покрыта видеонаблюдением, что позволяет в случае чего отследить весь путь автомобиля и если вы настолько хитры, что залепили свои номера грязью, то вполне можно на съезде наткнуться ожидающий вас патруль ДПС со всеми вытекающими последствиями. Все как в любимых многими странах Европы.
Был проанализирован опыт практически всех стран, которые используют эту систему. Она работает в некоторых странах Европы. Везде есть свои нюансы, свои технические особенности и особенности использования: где-то это только для грузовых автомобилей, где-то только для иностранных. При этом та система, которая работает сейчас у нас, была разработана с нуля, это отечественная разработка, учитывающая наш локальный опыт, применение, особенности как образования трафика, так и перемещение людей и грузов, — Георгий Чичерин
Этой зимой Москву накрыли суровые снегопады, по итогам которых практически весь транзитный трафик грузовиков был перенаправлен в Подмосковье. Это вызвало возмущение водителей большегрузов и логистических компаний, но у ЦКАД остался дублер — бетонка, да, по одной полосе в каждую сторону, зато бесплатная. Она часто идет параллельно ЦКАДу и это лучшая реклама платных дорог — ты стоишь в пробке, а там машины летят со скоростью выше 100 километров в час. Поэтому трафик на ЦКАД постоянно растет.
Я бы не стал делать такой акцент на то, что трафик был перенаправлен на ЦКАД, потому что в первую очередь это было перенаправления с МКАД, поскольку ЦКАД это платная дорога, а у платных дорог всегда есть альтернатива. Есть московское малое кольцо, на которое в целом приходится большое количество трафика. Что касается роста трафика, действительно поскольку ЦКАД ввелся в эксплуатацию буквально недавно, в конце прошлого года, трафик постоянно растет. Мы сейчас на различных участках дошли до показателей от 13 до 16 тысяч автомобилей в сутки. Он продолжает расти, но это связано не только с тем, что грузовики приходят на ЦКАД, но также и с тем, что люди привыкают к тому, что это удобно, быстро, здесь нет пробок. Поэтому каждая дорога у нас всегда «раскатывается», это происходило и с М11, и с М4, люди постепенно к этой дороге привыкают, — Георгий Чичерин
Возвращаясь к многострадальной трассе М4 на юг и пробкам у пунктов взимания платы очевидно, что их надо срочно убирать и заменять на рамки с Free Flow. С одной стороны если убрать этот затор, то средняя скорость должна увеличиться. С другой стороны, если мы посмотрим на М4 в целом, то трасса до сих пор реконструируется и строится. Избавившись от пробки в одном месте, она неизбежно появится в другом. Ярким примером стало появление платного объезда печально знаменитого Лосева между Воронежем и Ростовом. Пробка, достигавшая десятков километров, просто переехала поближе к Ростову. Поэтому на первый план выходит не столько стремление заменить старые технологии на новые, сколько экономическая целесообразность.
Опыт ЦКАД мы планируем экстраполировать, в первую очередь это будет сделано на нашей перспективной дороге «Москва — Казань — Екатеринбург», она изначально уже проектируется исходя из того, что там будет применяться такая система оплаты. Что касается существующих дорог, в частности М11 и М4, там действительно сейчас существует барьерная система, предполагающая шлагбаумы. В перспективе постепенно она будет заменяться, но здесь есть вопрос экономической целесообразности. Инвестиции уже произведены и в момент менять одну систему на другую не целесообразно. Но мы движемся к тому, что все дороги будут постепенно переходить на эту систему, — Георгий Чичерин
В процессе подготовки этого сюжета мы случайно попали на презентацию умной дороги для беспилотников. Еще Медведев говорил о том, что именно на платные дороги можно выпускать хотя бы в тестовом режиме беспилотные грузовики. Такие беспилотники уже есть, да и дорожная инфраструктура к ним готова.
Если мы говорим конкретно о беспилотниках, то на ЦКАДе те системы, которые необходимы для того чтобы беспилотники могли ездить по дороге, а это и системы связи, и необходимая инфраструктура, уже внедрены. Если мы оторвемся от законодательства и поговорим о технической возможности, то она сейчас обеспечена. Другой вопрос, что необходимо развить законодательство для того, чтобы допустить эти автомобили на дороги общего пользования, чтобы они ездили вместе с другими автомобилями. На части существующих наших платных дорог это уже технически возможно, и на всех последующих мы эту технологию тоже закладываем, — Георгий Чичерин
Но о беспилотниках и их удивительных приключениях в Бутово мы расскажем в следующий раз. Если, конечно, нас пустят посмотреть, как беспилотные грузовики обеспечивают перевозки грузов с одного склада на другой.