В этот понедельник ФАС России наложила на Apple оборотный штраф в размере чуть более 906 млн рублей. Решение довольно необычно для российского рынка и дело тут не только в размере штрафа. Обычно у нас подобные «наезды» возникают в отношении соцсетей, а претензии касаются контента и тлетворного влияния враждебных сил. Ну, или хотя бы являются частью беспощадной войны за место в трендах Ютуба. Логика тут, в общем, понятна, хотя она мало у кого может вызвать радость.
Тут мы видим конфликт с платформой, что само по себе довольно необычно, да ещё и в виде рекордного для наших краёв штрафа. Конфликт уходит корнями в 2019 год, когда Apple удалила несколько приложений родительского контроля из своего магазина. Объяснялось это тем, что удалённые приложения злоупотребляли доступом к ОС и передавали слишком много пользовательских данных разработчикам. В число этих приложений попала и Kaspersky Safe Kids.
История была довольно скандальной и вот почему. Подобные возможности сторонним разработчикам стали доступны в 2017 году. А прозрение снизошло на Apple примерно через 2 года, весной 2019-го. Тогда самые популярные приложения «родительского контроля» покинули App Store на несколько месяцев. Тех, кто согласился внести требуемые изменения, вернули обратно в магазин в только июле, примерно через месяц после WWDC, на которой состоялся анонс новой версии iOS.
И так совпало, что в этой, 12-й по счёту версии ОС, появилась программа «Экранное время», которая дублирует часть функций этих приложений. Причём довольно важную часть, можно сказать ключевую. Речь идёт о возможности ограничивать использование программам и сайтов, в том числе и по времени. К примеру, читай учебник сколько хочешь, а играть в игры можно час или два в день, да и то, только в определённые часы.
Тактика не нова, подобные трюки Apple и Google проворачивали уже не раз. Но такая наглость проявляется не часто. Обычно в ОС или сервисы добавляется уже реализованная и обкатанная кем-то возможность. И она получает технические преимущества, которые сторонним разработчикам недоступны. В качестве примеров тут можно привести приложения вроде линейки, фитнес-трекеров и так далее. В Apple такие ситуации всегда комментировали одинаково, мол, это здоровая конкуренция, она делает всех только лучше.
Но бан чужих приложений перед релизом своих — это совершенно точно нездоровая конкуренция, и по этому поводу весной 2019 года случился скандал. Нужно отметить, что в центре этого скандала была вовсе не Лаборатория Касперского. Громче всего были слышны голоса разработчиков, для которых это основной источник дохода, вроде OurPact. И хотя они потом и вернулись в магазин, продукты утратили часть своих возможностей и, если верить отзывам пользователей, стали работать хуже.
Касперский в итоге обратился в российскую ФАС. Суть претензий была проста: Apple не предоставляет сторонним разработчикам такой же уровень доступа к системе, который имеет её собственная программа «Экранное время», не сформулировала чётких и понятных правил для программ такого рода, а также настаивает на своём праве удалять любые приложения в любой момент без объяснения причин.
В августе прошлого года ФАС признала факт злоупотребления доминирующим положением и выдала Apple предписание об устранении нарушения. Формально для него есть основания, да и претензии Лаборатории Касперского имеют под собой некоторую почву. Если не в требовании предоставить API, то, хотя бы в требовании чётких и прозрачных правил публикации приложений.
Сумма штрафа регулируется КоАП и может составлять от 1% до 15% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (услуги), на рынке которого совершено правонарушение. Но «Экранное время» предоставляется бесплатно, поэтому как и что считать объёмом рынка — вопрос неоднозначный, а своих расчётов ФАС не приводит.
И с учётом времени вынесения решения, почему-то складывается впечатление, что это в большей степени ответ на недавние санкции, нежели бескомпромиссная борьба за рынок приложений родительского контроля.