В следующем месяце Твиттер отметит своё 15-летие. Эту соцсеть вряд ли нужно представлять, она известна во всем мире. И не смотря на почтенный для соцсетей возраст, она всё ещё продолжает увеличивать свою аудиторию. Это при том, что её возможности за эти почти 15 лет практически не менялись. Но, похоже, что ряд серьёзных перемен ожидает пользователей Твиттера в ближайшем будущем.
На этой неделе компания провела мероприятие, где анонсировала несколько новых функций, которые в сумме тянут на самое большое обновление за всю историю этой платформы.
Во-первых будут добавлены «Сообщества» (Communites) — это, по сути, аналог фейсбучных групп. Они позволят пользователям объединятся на основе общих интересов. В целом, это стандартная для соцсетей функция, тут нет ничего особенно интересного.
Ограничение на количество символов в одном посте — это и достоинство, и недостаток Твиттера. Снятие лимита в 280 символов приведёт к разрушению ленты и формата общения, в том виде, в котором его так полюбили пользователи. Но вместе с тем, когда кто-то хочет опубликовать более длинный текст, то он делает это или в виде картинки или вообще, пишет его другой платформе, а в Твиттере публикуется лишь ссылка. Что в свою очередь способствует уходу аудитории за пределы соцсети. Для решения этой проблемы предлагаются «Ревю» (Revue). Это такие встроенные в Твиттер длинные публикации. На презентации они внешне были похожи на какие-нибудь информационные бюллетени. Проще говоря, полноценные веб-страницы с поддержкой форматирования, встраивания иллюстраций и так далее.
Ещё одной новацией стало появление так называемых «Пространств» (Spaces). Тут все довольно просто, это некий аналог Клабхауса, группы, в которых ведётся голосовое общение. Схож даже интерфейс. Но при этом уже продемонстрирована поддержка автоматических субтитров, которые создаются с помощью системы распознавания голоса. В общем, компания явно старалась показать инвесторам, что она следит за трендами и активно развивается.
И в этом контексте куда как более интересным выглядит появление «супер-фолловеров», или, если более привычным языком — «супер-подписчиков». Нового ничего тут тоже не придумано, это своего рода интеграция функций Патреона или Твича в свою платформу. То есть возможность платной подписки на тех или иных авторов. Для авторов, в свою очередь, добавляется возможность создавать эксклюзивный контент, который будет доступен только платным подписчикам, а также вести общение в закрытых группах, раздавать значки фанатам и все в таком духе.
Тут виден отход от традиционной бизнес-модели. Дело в том, что Твиттер никогда не брал денег с аудитории и практически все доходы компании поступают от таргетированной рекламы. И не смотря на то, что онлайн-реклама для платформ обычно является источником огромных прибылей, с именно прибылью у Твиттера дела обстоят не очень. За все годы компании удалось выйти плюс только в 18 и 19 годах, и закончить прошлый год с рекордным убытком более миллиарда долларов. Который разумеется, объясняется пандемией и её последствиями. Но такое объяснение смотрится довольно бледно на фоне других ИТ-компаний. К примеру, в прошлом году доходы от продажи рекламы у Гугла выросли на 23%.
До какого-то момента было трудно избавиться от ощущения, что Твиттер мало волнуют убытки. Рост, который демонстрировала компания, в первую очередь касался аудитории и медийности. И в этом смысле вряд ли кто-то скажет, что соцсеть неуспешна. Ну, за исключением Дональда Трампа, конечно.
Стремительное изменение стратегии и обещания удвоить годовую выручку к 2023 году, то есть в течение двух лет, вряд ли связаны с тем, что менеджмент Твиттера на пятнадцатом году ведения бизнеса вспомнил о существовании такого явления как прибыль. Это больше похоже на то, что намечается кризис старой бизнес-модели, которая построена на бесконечном притоке денег от инвесторов. И хотя сейчас фондовый рынок продолжает ставить очередные рекорды, менеджмент почему-то не разделяет этот оптимизм и прилагает невиданные ранее усилия для увеличения доходов компании.