Для начала — о самом законе. Ознакомиться с ним, равно как и со всеми документами, его сопровождающими, можно на сайте Государственной думы. Суть инициативы заключается в следующем. Иностранным компаниям и лицам будет запрещено владеть более 20 процентам российских аудиовизуальных сервисов, аудитория которых ориентирована на российскую аудиторию. Запрет можно будет обойти путем согласования иной структуры владения правительственной комиссией. В пояснительной записке Горелкин указывает, что список сервисов, попадающих под закон, уже есть у РКН: «Роскомнадзором в настоящее время сформирован реестр аудиовизуальных сервисов, в котором имеются сведения о 21 ресурсе».
Закон, как это водится, должен пройти еще массу согласований, голосований и утверждений. В текущем состоянии это слабо походит на юридический документ: Горелкин твердит о неких 50% аудитории, но как именно измеряется аудитория, в документе не говорится. Видимо, измеряет ее сам Горелкин, а у него, как известно, глаз-алмаз. Ну и ограничение на владение иностранцами можно будет обходить по высочайшему разрешению некоей правительственной комиссии. Что за комиссия, как будет формироваться — неведомо.
IPO интернет-кинотеатра ivi — это совсем другая история. Процесс размещения акций компании на бирже не так прост, и подача заявки на IPO — это лишь начало. Утрированно можно выделить несколько важных этапов в процессе IPO. После заявки проводится независимая оценка компании, определяющая ее рыночную стоимость. После этого ведется поиск партнеров, которые в случае чего выкупят акции, обычно такими партнерами выступают крупные банки. Далее проводится гастроль по потенциальным инвесторам, на этих встречах собираются предварительные заявки. И вот только после этого происходит размещение на бирже. На каком именно этапе ivi слился с IPO — неизвестно, но Forbes указывает, что сейчас по плану должна была идти гастроль по инвесторам.
Для компании, которая споткнулась на первых этапах подготовки IPO, признавать реальные причины крайне болезненно. Ведь IPO можно будет провести через год-два, но если станет известно, что первая попытка не увенчалась успехом из-за того, что компания не смогла привлечь партнеров среди банков, то со второго раза войти в эту реку будет еще сложнее. Так что можно с большей степенью уверенности предположить, что законодательная инициатива Горелкина появилась как нельзя кстати. Настолько кстати, что возникают смутные подозрения. Но мы их, конечно, гоним прочь. Никогда такого не было, чтобы инициативы депутаты Горелкина совпадали с чьими-то интересами на бирже, верим, верим.
Что же ivi? Компания не смогла успешно продаться кому-то крупному, все будущие лидеры IT-экосистемы уже обросли собственными активами. Был шанс отдаться МТСу, но предложенные 20 миллиардов отца русского стриминга не устроили. С тех пор ivi стремительно трансформируется в чемодан без ручки, а шансы на то, чтобы выйти из этого актива многочисленным фондам, потихоньку тают. Единственным реальным активом ivi сегодня является предустановка приложения в телевизоры LG и выделенная кнопка на пульте дистанционного управления. Но закон о предустановке российских приложений полностью нивелировал это преимущество.
Мы искренне сожалеем о том, что ivi не вышло на IPO. Крайне интересно было бы почитать их настоящие аудированные операционные и финансовые отчеты, а не ту муть, которую они пытаются втюхать рынку через карманную ассоциацию.