Около 15-и лет Франция — это наиболее заметный "враг" американских IT-гигантов среди стран Евросоюза. Государство не устраивает, что американцы не платят в стране хоть сколько-нибудь существенных налогов, хотя зарабатывают 99,9% с тех или иных французских онлайн-рынков. Главные "враги" Парижа: Google, Apple, Facebook и Amazon. Мнение французских властей формально разделяют 137 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и своими союзниками Париж недоволен. Причина недовольства — медлительность международной бюрократии. Налоговые претензии к IT-гигантам очевидны для всех стран участников ОЭСР, но процедуры согласований общих принципов налогообложения затянулись.
Франция не намерена и дальше жить в ритме ОЭСР и потребует справедливости даже раньше, чем международные чиновники придумают глобальную систему налогообложения IT-гигантов.
Минфин Франции сослался на кризис вызванный коронавирусом: "Еще никогда цифровой налог не был столь законным и необходимым", — заявил министр финансов Бруно Ле Мэйр. Чиновник предупредил, что уже в 2020-м году Франция попытается вменить новый налог цифровым гигантам. По его словам, Франция присоединится к международному формату налогообложения IT если он успеет появиться до конца года. В противном случае — Франция сама выставит налоговые требования, но в национальном формате.
Десятилетиями американские IT-гиганты предпочитали использовать в Европе одну из разновидностей "Двойной ирландской" схемы (Double Irish — аналогично названию ирландского коктейля). Упрощённо она выглядит следующим образом. Американцы учреждают в произвольном офшоре и непосредственно в Ирландии пару юрлиц, а затем подключают офшор к очередному национальному представительству транснационального гиганта. Местный офис по баснословным расценкам "лицензирует" у своей же, по сути, материнской офшорной компании "интеллектуальную собственность". А затем платит по лицензионному договору.
В результате многомиллиардная национальная выручка тратится на "лицензионные отчисления" материнскому офшору, которую он исправно перечисляет головной "маме" в Ирландии. В континентальной Европе же по бухгалтерским документам не остаётся прибыли и местные налоги на прибыль американцы практически не платят. Именно это давно раздражает Францию.
Любопытно, что благодаря офшорной "прокладке" и особенностям законодательства Ирландии, даже в последней стране, где и открыты головные офисы американцев на континенте, налоги выплачиваются ускользающе низкие, ведь их бизнес ведёт "офшор".