В постоянной рубрике «Утренняя реплика» мы постарались рассказать о некоторых важных темах недели, и если читатели Telegram-канала Content Review могут читать и слушать реплики по мере их выхода, то в «Осадке» мы традиционно сводим их в один большой текст. Итак, что же мы обсуждали на этой неделе? Встречайте Осадок #60.
Новый iPhone: провал или успех?
Ну что, купили новый iPhone? Наверняка среди наших читателей и слушателей есть такие, кто приобретает новые модели любимого производителя, будь то Apple, Samsung или какой-нибудь другой бренд, в первый день продаж. И, держим пари, меньше всего такую публику заботят какие-то маркетинговые ужимки и прыжки. На постановочных очередях за айфонами жирный крест был поставлен еще в прошлом году, но маркетологи не расслабляются. Иногда складывается такое ощущение, что их зарплата напрямую зависит от того, смогут ли они доказать лидерство своей компании или нет. А учитывая, что настоящие цифры продаж говорить нельзя, в ход идут манипуляции с цифрами. Если раньше этим подходом грешил лишь «Связной», то в этом году к нему подключились и другие ритейлеры.
В старой доброй песенке пелось: «Вычитать и умножать, малышей не обижать учат в школе, учат в школе, учат в школе». Не знаем, хорошо ли учились в школе маркетологи «Связного», но на основе их ежегодных релизов сделать какие-то выводы об объемах продаж весьма сложно. Наш читатель Роман внимательно проанализировал залихватские пресс-релизы ритейлера и выяснил, что «Связной» сравнивал старт продаж лишь некоторых моделей, причем каждый раз — разные. Если вас не смущает имя Эльдара Муртазина, то можно обратиться и к его расчётам. Эльдар, будучи поклонником другого бренда, прилежным учеником и имея, будем в это верить, доступ к количественным данным, утверждает буквально следующее: «Проделал этот несложный подсчет — без учета Xr рост продаж составил впечатляющие 14% год к году. С учетом продаж Xr за три дня это будет минус 21% год к году».
К сожалению, российский бизнес существует в странной парадигме. У нас почему-то рост считается ростом лишь тогда, когда увеличение происходит в разы. Именно поэтому каждый год сотрудники «Связного» садятся за калькулятор и начинают искать, как показать стопроцентный рост на старте продаж iPhone. Какие модели и их комбинации сравнивать, как это все подать. Благо всегда найдется тот, кто ухватится за мифический эксклюзив, ведь айфоны — тема более чем хайповая.
Может сложиться впечатление, что мы принадлежим к тому лагерю мониторомарателей, кто, радостно хохоча, ищет любой повод докопаться до айфонов. Это не так, одиннадцатое поколение смартфонов Apple вышло как минимум неплохим. И продажи его будут достойными. Не рекордными, но достойными. Есть несколько факторов, играющих на стороне Apple. Во-первых, те, кто ходит с семерками и восьмерками, уже созрели для того, чтобы поменять смартфон на новую модель. Время неумолимо, а приложения всегда оптимизируются под начинку новых айфонов и неизбежно начинают работать хуже на старых. Во-вторых, шок от цены в сто тысяч рублей давно уже прошел, и те, кто раздумывал о смене айфона на новый, был готов к новому уровню затрат. Ведь далеко не все берут кредит, аудиторию покупателей флагманов давно уже составляет прагматичное большинство. Студенты просто не тянут кредит на такую сумму, даже на несколько лет. А потому готовиться к покупке большинство стало заранее, откладывая помаленьку нужную сумму. В-третьих, ночной режим фотосъемки, который завезли в одиннадцатый iPhone, и емкая батарея, сравнимая с восьмеркой плюс, подтянуло новинку в высшую лигу. Та, которая формируется не по цене аппарата, а по его возможностям и удобству.
Ну а что делать тем, кто остается верен андроиду? На фоне старта продаж айфонов многие снизили цены на флагманы прошлого поколения. Участники профильных чатов периодически делятся своими находками, вот буквально на выходных выяснилось, что в одной сети стоимость модели Huawei Mate 20 Pro, ни в чем практически не уступающей флагману P30 Pro, снизилась до 35 тысяч рублей. Самое время обновить свой аппарат. Пусть об этом и не выпустят пресс-релиз буйные маркетологи «Связного».
Слежка в МТС: что мы узнали
На прошлой неделе мы рассказывали об утечке данных, которая раскрывает детали работы СОРМ в МТС. Эта утечка данных в очередной раз показала, что возможностей по слежке и контролю, в том числе технических, у наших властей более чем достаточно. Однако, словно желая дополнить картину, глава Роскомнадзора сделал несколько мазков широкой кистью.
Вчера на форуме «Вся Россия» господин Жаров сообщил, что битва за Telegram продолжается. Ведомство работает над созданием новой системы, которая, цитируем: «учитывает не только IP-протокол». Не вдаваясь в рассказы о том, чем плоха старая система блокировок, он анонсировал некие изменения в будущем. «Я думаю, что в пределах года нам будет, что вам рассказать» — заявил Жаров, уточнив далее, что «вопросом мы этим занимаемся, и пиратский корабль когда-нибудь, наверное, мы подорвём по-серьёзному».
Несмотря на то, что пока удалось лишь подорвать государственный бюджет и нарушить работу многих законопослушных сервисов, сам факт запрета мог бы оказать негативное влияние на размер аудитории Телеграма, но как показывают исследования — этого не происходит. Казалось бы, это отличная возможность для конкурентов, но почему же они ей не воспользовались?
Одним помешала репутация, другим идеология. Провал Майл.ру Групп с мессенджером TamTam уже можно считать хрестоматийным. Оказалось, что не смотря на некоторые пессимистические утверждения, репутация в нашей стране имеет значение. А MRG очень многое сделала для того, чтобы доверия к этому холдингу не могло быть в принципе. Причём они старались настолько усердно, что никакие ребрендинги уже не помогут.
Но у Телеграма есть действительно реальный конкурент — это WhatsApp. Многие ожидали, что по аналогии с Телеграмом там появятся каналы. Ведь это самый популярный мессенджер, который установлен практически у всех, и он не запрещён официально. В теории, это могло бы привести к уходу всей аудитории в WhatsApp. Однако WhatsApp принадлежит корпорации Facebook, которая не торопится вводить аналогичную с Телеграмом возможность транслировать свои посты без вмешательства «умных алгоритмов». Точнее, она формально есть, но на количество подписчиков наложено ограничение в 256 человек. Так сказать, во избежание «неправильного» использования. А ведь когда-то возможность читать посты без фильтрации была и в самом Facebook, но её отключили. Просто команда Марка Цукерберга очень талантливая и лучше пользователей знает, что именно им следует читать. Получается, что сама идеология Телеграма противоречит идеалам Facebook, которая уже дошла до того, что планирует скрывать количество лайков (https://t.me/contentreview/3995) под постами. Тех лайков, из которых, собственно, Facebook и возник.
Что именно покажет Жаров в течение года пока остаётся загадкой, но скорее всего, это будет массовая попытка использовать DPI (https://t.me/contentreview/3406) для блокировки сервисов. Впрочем, поживём — увидим. Ну а пока наш «пиратский корабль» продолжает своё плавание между Сциллой Роскомнадзора и Харибдой корпоративного лицемерия.
Абоненты Tele2 продают неиспользованный трафик
Оператор Tele2 решил хайпануть и запустил виртуальную биржу, на которой абоненты могут продавать друг другу пакеты трафика, минут и SMS. Любой может выставить на биржу собственный лот и назначить за него цену, а страждущие до недорогого трафика абоненты, соответственно, могут прикупить все, что необходимо напрямую у абонентов. Выглядит все это очень красиво, но для оператора это прямые финансовые потери. Если раньше абонент покупал нужные пакеты у оператора и заносил ему еще больше денег, то теперь об этом источнике дохода можно забыть. По крайней мере, большей его части, так как подавляющее количество абонентов мобильных операторов оплачивает услуг больше, чем тратит и покупать что-то на какой-то бирже им нет никакого смысла.
Tele2 последовательно превращается в Yota. В рекламе пока еще используется смахивающий на трансвестита бывший Дед Мороз, но поверьте на слово: скоро и его отправят на свалку истории. Ведь когда перед маркетингом стоит задача тратить как можно больше денег, но при этом минимизировать фактические траты, то на первый план выходят различные креативные агентства. Сотрудники подобных контор сосредоточены не на разработке визуального стиля, написании сценария и подборе актеров. Нет, главная их задача — как можно убедительнее объяснить, почему за пустой кадр с тишиной на фоне и надписью «это реклама Yota» нужно заплатить больше, чем за серию роликов с какой-нибудь звездой. Ну а как уже это агентство отблагодарит маркетологов, какой процент своего гонорара вернет конкретным людям, согласовавшим эту бредовую рекламу, это не такой уж большой вопрос. Главное, чтобы фактических расходов было поменьше.
За последние десять лет лишь Yota в самых различных вариациях была замечена в тотальном маркетинговом маразме. Все эти молчаливые кадры в прайм-тайм, извинения топ-менеджеров компании за то, что они такие клевые и прочее мракобесие никак не помогли Yota стать сколько-нибудь сильнее. Нет, аудитория этого виртуального оператора стабильна. Тем более виртуальные операторы в России появляются быстрее, чем поганки после дождя. Вот, на днях еще один банк запустил очередного виртуала, ничем не отличающегося от остальных птенцов Tele2.
Вернемся же к Tele2 и его бирже. Ведь глупо думать, что проект был бы одобрен, если бы он напрямую влиял бы на выручку. Другими словами, если бы абоненты действительно тратили деньги на покупку дополнительных пакетов сколько-нибудь ощутимые деньги, то никто бы им не позволил покупать эти услуги не у оператора, а у других абонентов. Если же спрос на эту услугу низок, то почему бы не создать механизм прямой купли-продажи трафика и минут, ведь по большому счету, движения на такой биржи не будет. А вот повод для хайпа найдется. К гадалке не ходи, скоро мы увидим и рекламную кампанию по ТВ, где будет обязательно напомнят, что они и остатки переносят, и продавать их позволяют, и вообще — где все остальные операторы, а где Tele2?
Но все это мы уже видели в США. Там есть оператор-отморозок T-Mobile с соответствующим директором Джоном Легером, который чуть ли не летучих мышей на презентациях поедает. Настолько лютый накал хейта в сторону конкурентов в России невозможен в силу иного законодательства. Да и ментальность американцев сильно отличается.
Именно поэтому Tele2 с Yota похожа на тех странных белых подростков, которые одевают золотые цепи, бесформенную одежду и всячески подражают неграм. Им даже придумали специальное название — виггеры. WHIte nigGER. Тот, кто никогда не станет черным, но очень хочет быть на него похожим. Tele2 и Yota — типичные виггеры нашего рынка. И по странному стечению обстоятельств, обе эти компании принадлежат куда более крупным и серьезным операторам. Которые относятся к ним как к детям. Чем бы не тешились, лишь бы руки поверх одеяла держали.
Кому грозит самая большая угроза от дипфейков?
Осеннее обострение традиционно совпадает с началом политического сезона, поэтому большинство новостей о технологиях подаются через призму политики. Это, конечно, не очень радует — если в бочку с технологиями добавить ложку политики, то на выходе получается бочка известно чего.
Большие опасения у ряда комментаторов вызывает бурное развитие ПО для производства дипфейков (deepfake). Дипфейки — это искусственно созданные видеоролики, из-за которых создаётся впечатление, что люди делают, чего они на самом деле не было. Достигается это с помощью технологии глубокого машинного обучения, которая умеет распознавать объекты на видео, и соответственно их модифицировать. Грубо говоря, можно наложить лицо одного человека на видео с другим и создать итоговый ролик, который будет выглядеть относительно реалистично. И чем дальше, тем более реалистичные результаты удаётся получать.
Как сама технология, так и идея её подобного использования совсем не новы. Тут можно было бы вспомнить историю изобретения многослойных перцептронов, фильм «Бегущий человек» со Шварценеггером или какие-нибудь киберпанковские рассказы, но это не формат нашей реплики.
Технология стала популярной только потому, что сейчас появилась возможность широкого применения. Стали доступны готовые инструменты, использование которых не требует особых знаний, а у рядового пользователя ПК уже сейчас достаточно вычислительных ресурсов, чтобы производить подобные манипуляции за разумное время.
Но в тот момент, когда многие журналисты переживают за политиков, ожидая потоков искусственно созданного компромата, разумнее было бы обратить внимание на тех, кто защищён гораздо меньше чем политики: обычных людей. Ведь для политиков фальшивые видео и дезинформация не являются чем-то необычным. Куда как опасней для общества может быть использование подобных технологий в бытовых конфликтах. По-настоящему беспокоится стоило бы об обывателях, которых таблоиды приучили верить низкокачественным записям с камер видеонаблюдения и мобильных телефонов.
Впрочем, и тут все не так плохо, как может казаться на первый взгляд. Фотомонтаж появился задолго до появления цифровой обработки изображений, также широко использовался политиками и в итоге приучил общество быть более критичным по отношению к сенсационным фотографиям. Сейчас никто всерьёз не обсуждает опасность фотожаб для «будущего демократии», а наибольшее страдания ретушированные фотографии, наверное, причиняют только подросткам листающим Инстаграм.
Нет сомнений, что подобная судьба ждёт и видео, просто на это потребуется некоторое время. Настоящая проблема общества заключается в качестве образования, и, как следствие — недостатке критического мышления. Технологии лишь делают эту проблему более видимой, только и всего.