Во-первых, стоит напомнить, что HTC испытывает большие проблемы со своим бизнесом по производству смартфонов. Да, она по-прежнему выпускает достойные модели, но в мире, где лидерство принадлежит Samsung, Apple и трем китайским компаниям, конкурировать крайне трудно. При этом HTC связана с Google еще одним интересным моментом из прошлого: именно тайваньский производитель выпустил первый в мире смартфон на Android.
Так зачем же Google покупка HTC? Неужели это банальное желание соответствовать Apple, которая держит под контролем все этапы разработки и производства смартфонов на собственной операционной системе? Вряд ли, ведь реальная сборка все равно происходит на китайских фабриках из компонентов, созданных разными подрядчиками. Скорее сделка похожа на поглощение финской Nokia корпорацией Microsoft. Но у той истории, как мы все помним, был совсем не радостный конец.
Проблемы HTC начались не вчера. С одной стороны, компания не могла вкладываться в рекламу и маркетинг так, как это делали корейские Samsung и LG. С другой стороны, в китайские производители подтянули планку качества. В один момент оказалось, что HTC находится в изоляции. Денег на рекламу нет, склады забиты произведенными моделями (стремительно устаревающими), рынки сбыта разобраны расторопными азиатскими конкурентами. Долги росли может и не так быстро, но уже сегодня они исчисляются миллиардами долларов. Если LG, Samsung, Sony и другие компании на рынке смартфонов зачастую являются часть конгломератов и имеют возможность покрыть убытки от неудачных моделей или периодов за счет материнской компании, то у HTC никакого «плана Б» никогда не существовало.
Почему HTC — хороший актив для поглощения? Потому что это хорошая компания, которая просто не может конкурировать с более богатыми конкурентами. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех футбольных лигах Европы. В каждой стране есть несколько клубов, чьи финансовые возможности несопоставимы с остальными. Они, обычно, и становятся чемпионами. В России условный пермский «Амкар» может одержать победу над «Зенитом», но на дистанции чемпионата реальную конкуренцию составить не сможет. Хотя бы потому, что «Зенит» может себе позволить потратить на покупку пары игроков сумму, в несколько раз превышающую годовой бюджет всего «Амкара». Так и в бизнесе, HTC ничего не может противопоставить Samsung, который не только удерживает лидерство на рынке, но и сосредоточил в своих руках гигантские мощности по производству важнейших компонентов, например, памяти. Все это не делает HTC хуже, но значительно ограничивает пространство для маневра.
Почему покупка HTC — это не то же самое, что и покупка Motorola? Действительно, когда в 2011 году Google выложил за Motorola 12,5 миллиардов долларов, многие были уверены, что теперь легендарный бренд воспрянет и вернет былую славу. Сегодня мы знаем, что этого не случилось. Действительно, Google хотел что-то противопоставить набирающей силу Samsung, но на самом деле Motorola покупалась в первую очередь ради патентного портфолио.
Вспомним события 2009 года. Тогда обанкротилась знаменитая канадская компания Nortel, а 6 тысяч ее патентов были приобретены за 4,5 миллиарда долларов консорциумом Rockstar, в который входили Apple, BlackBerry, Microsoft и Sony. Так вот, когда Google продала все активы Motorola, оставив себе лишь портфолио ее патентов, то оказалось, что за 17 тысяч патентов Google заплатил всего лишь 3 миллиарда долларов.
Теперь, когда у компании есть патентная независимость, ей нужно производство. Именно поэтому HTC выглядит весьма вкусным активом для Google. Тем более на его покупка компания может потратить средства, находящиеся за пределами США, и сэкономить на этом весьма внушительную сумму. В результате Google получит то, к чему стремился уже давно: собственное подразделения по разработке и производству смартфонов.
Повторим для закрепления:
- Google в ходе купли/продажи Motorola получила 17 тысяч патентов, необходимых для разработки и производства смартфонов, всего за 3 миллиарда долларов;
- Google может потратить на покупку HTC деньги, расположенные вне США, и сэкономить на сделки сотни миллионов долларов;
- Google в результате покупки HTC получит полноценное производство смартфонов и сможет производить линейку Pixel (и другие собственные линейки смартфонов) самостоятельно.