Единственным маркетинговым преимуществом Yota были тарифы с безлимитным мобильным интернетом. По-настоящему безлимитным, без ограничений по скачиваемому трафику и скорости подключения. Правда, с последним были некоторые проблемы. Операторы вполне могут ограничивать параметры качества связи как отдельного абонента, так и сразу групп клиентов, подключенных, к примеру, к определенному тарифу. Проверить и доказать это практически нереально, но, когда у тебя в руках два телефона с SIM-картами одного и того же оператора, а каждый из них показывает совершенно разную скорость подключения, есть, о чем задуматься.
Чтобы понять главную причину, по которой «Скартел» отказывается от безлимитных интернет-тарифов, далеко ходить не надо. Можно поверить директору компании, который утверждает, что 5 гигабайт хватает практически всем. Можно просто посмотреть на предложения настоящих мобильных операторов, и увидеть, что тарифы с безлимитным интернетом на тех же условиях, что и у Yota, есть уже у всех. «Можно все», «Безлимитище», «Мегабезлимит» — все эти названия объединяет куда более низкая, чем у «Скартела», цена и тот же самый неограниченный интернет с телефона.
Владимир Добрынин, недавно возглавивший «Скартел», как мог смягчал удар. Это и заявления о том, что безлимит нужен крайне малой группе абонентов, а она его не лишится — опции перестанут быть доступны лишь для новых абонентов. Это и рассуждения о том, что всех, кого Yota могла подключить, уже пользуются услугами компании. А поток новых абонентов отпугивают цены и отсутствие альтернативы. Но постойте, разве альтернатива не подразумевает запуск дополнительного предложения без отмены существующих? Наверное, но только не у «Скартела».
В конце 90-х у нас в сибирском городке появился первый провайдер безлимитного интернета. Внося абонентскую плату, абонент получал возможность подключиться к одной из двух модемных линий и висеть в интернете сколько угодно. Разумеется, как только количество клиентов стало исчисляться десятками (даже не сотнями), дозвониться до модема стало невозможно. А когда этого не смог сделать фактический владелец интернет-доступа, то, выяснив подробности, надрал сыну уши. Так как сын решил сделать из государственной линии доступа в интернет маленький, но очень доходный бизнес.
«Скартел» всегда позиционировал себя как оператора для мобильного интернета. Расцвет компании пришелся на момент ее покупки «МегаФоном». Но ни разу с момента поглощения, даже после полной интеграции актива, «МегаФон» не показывал реальные KPI своей дочки в отчетности. Равно как не отражал он и количество абонентов WiFire Mobile, менее известного, но такого же дочернего проекта, запущенного совместно с NetByNet. Можно лишь предположить, насколько сильно отличалась рентабельность абонентов безлимитного интернета от тех, кого «МегаФон» обеспечивал пакетами интернета по цене, зависящей от объема приобретаемого абонентом трафика.
Если бы эта рентабельность была приемлемой, то вряд ли «МегаФон» заставил бы свою дочку уничтожить единственное конкурентное преимущество. В прошлом такие действия со стороны материнской компании означало лишь одно — скорое забвение бренда и перевод всех клиентов под крыло старшего брата. Но что делать с теми, у кого и после отмены опций останется безлимитный интернет? Для этого есть уже упомянутые рычаги выдавливания клиента на более новые тарифы. За редким исключением, новые тарифы всегда приводят к тому, что абонент начинает тратить больше денег. Как выдваливать? Можно подрезать скорость, можно увеличить время отклика сети, все зависит от конкретных групп клиентов. Вот, например, анонсировал Владимир Добрынин появление в будущем опций для безлимитного доступа к конкретным приложениям. Значит, с этих приложений и начнут.
Впрочем, все это может быть лишь теорией заговора. Ведь большая часть клиентов не хочет думать о том, что мобильный интернет может быть безлимитным лишь при многократном, на несколько порядков превышающем емкость канала передачи данных. Именно поэтому в наших квартирах скорость интернета исчисляется десятками мегабит, наземные каналы вполне могут справиться с нагрузкой. Радиочастотный спектр куда более требователен к нагрузке, его емкость ограничена физически и в ближайшее время, по крайней мере в нашей стране, частот не прибавится. А вот количество пользователей мобильного интернета растет с каждым днем. Как в истории про две модемные линии, интернета в скором времени на всех не хватит. Если не ограничить его потребление. Хотя бы рублем.
Жалко ли «Скартел»? Да ладно вам, все у них хорошо. Обслуживая в десятки раз меньшее количество абонентов, компания умудряется проводить активности, о которых настоящие операторы даже не задумываются. Доставка SIM-карт дронами? Почему бы нет. Купить фрагмент метеорита для изготовления из него чехлов для модемов? Запросто. Хорошо, когда не надо задумываться об экономической эффективности компании.
Хотя, судя по регулярному увольнению генеральных директоров «Скартела», кто-то в «МегаФоне» об этом все-таки задумывается.