На рубеже веков мобильные операторы впервые почувствовали, что такое большие деньги. Развертывание сетей GSM стоило относительно недорого, абонентов привлекала мобильная связь, конкуренции практически не было — клиентов хватало на всех. Потом появилось 3G, и пусть модернизация сетей уже обходилось в крупную сумму, услуга мобильного интернета и доход от нее перекрывали любые капитальные вложения. Сегодня темпы строительства LTE-сетей по всему миру недвусмысленно намекают — дебет с кредитом сводится практически перестал, и бурного роста не предвидится. Конечно, операторы перейдут на 4G, но былым энтузиазмом уже не пахнет.
Представители операторов постоянно рассуждают о новом клондайке, next big thing, сервисе, который позволит вывести финансовые обороты телекома на новый уровень. Сегодня большие надежды возлагаются сразу на несколько направлений. Интернет вещей требует связи, а количество гаджетов всех размеров и форм-факторов в ближайшие несколько лет будет исчисляться миллиардами. Только вот выручка от этих элементов IoT настолько мизерна, что всерьез называть интернет вещей драйвером рынка не получается. В цифрах и количественных метриках — возможно, но по деньгам это направление не станет для операторов новой дойной коровой. Что еще? Мобильные финансы. Но операторов к этому направлению не подпускают банки и держатели мобильных операционных систем, позволяя им питаться лишь крохами с барского стола. И любые попытки создать собственный платежный инструмент оборачивается смешным конфузом.
При этом надо понимать, что операторам грех жаловаться. Выручка и прибыль, может быть, и не растут, но все равно держится на крайне высоком уровне. Капиталистическое мышление не приемлет стагнации, и требует двигаться вперед, но правила игры изменились. Пока операторы играли в шахматы, рынок уже перешел на шашки. А OTT-сервисы и вовсе играют в «чапая», тупо отщелкивая шашечки с поля, не разбираясь в нюансах. Как следствие, операторы мечутся как ежики в тумане, пытаясь отыскать такой источник дохода, который был бы предсказуем и контролируемым в перспективе больше двух-трех лет. Свежи еще воспоминания и о RBT, жизнь которых ограничилась двумя годами, и о микроплатежах, доходы от которых не перекрыли репутационные потери. Операторам хочется стабильного дохода и любви абонентов.
Блокировка рекламы — боль всех создателей сервисов и контента. Абоненты предпочитают бесплатное, а монетизация через рекламу стала главным источником дохода создателей контента, будь то тексты в СМИ или приложения в смартфоне. Развитие программ, блокирующих рекламу, в последние годы идет такими темпами, что многие издатели уже блокируют доступ к своему контенту тех пользователей, которые блокируют рекламу. И вот, кто-то внутри операторов придумал гениальный ход — блокировать рекламу на уровне сети, в момент передачи данных. Великолепная схема, ведь абоненты будут счастливы, а создатели контента приползут на коленях с деньгами и будут умолять, чтобы операторы включили их в свои списки контента, в котором реклама блокироваться не будет. Правда, все закончилось достаточно быстро — европейские регуляторы запретили операторам заниматься таким бизнесом. Использование приложений-блокираторов абонентами остались в легальном поле, а вот блокировать рекламу на уровне сети теперь запрещено.
Телекоммуникационный рынок — это коммунальная квартира, в которой бок о бок живут абоненты-пользователи, операторы, сервис-провайдеры и издатели. У каждого из жителей свои заботы, свои приоритеты, и часто они идут в разрез с интересами соседей по жилплощади. История учит нас тому, что воевать с соседями бесперспективно, так как в этой битве не будет победителей, проиграют все. Лучший способ найти баланс в сосуществовании — собраться на кухне и серьезно поговорить. Достичь компромисса. Операторам — отказаться от амбиций кратно увеличивать доходы и заняться наконец качеством сети и сервиса. Абонентам — начать платить за контент и перестать требовать отдавать его бесплатно, перестать блокировать рекламу и дать возможность создателям контента двигаться вперед. Сервис-провайдерам — перестать навязывать всем участникам рынка некие сервисы, которые интересны лишь им самим. Издателям, разработчикам и держателям площадок — перестать размещать заведомо опасную для пользователей рекламу, относиться с уважением к своим потребителям и не стремиться заработать на каждом пользователе один раз в жизни.
Все участники телекоммуникационного рынка исповедуют культ карго. Самостоятельно они ничего делать не хотят, работать и меняться — тоже. Операторы предпочитают построить подобие аэропорта из соломы и ждать падения с неба новых благ, чем создавать их самостоятельно. А значит, либо внезапно с неба упадет что-то новое (исключать этого нельзя), либо придется признать новую реальность и заняться тем, что уже есть.