Город будущего под Калининградом


Статья «Город будущего под Калининградом» подготовлена
в рамках спецпроекта «Умные города по-русски»,
реализуемого совместно с компанией Ericsson

Сегодня больше 11 миллионов россиян пользуются спутниковым телевидением «Триколор ТВ», но мало кто из них подозревает, что это не просто крупнейший российский оператор платного телевидения, но и одна из немногих компаний, производство оборудования которой практически полностью локализовано в России. Всего 8 лет назад было подписано инвестиционное соглашение между холдингом GS Group (тогда он назывался General Satellite) и правительством Калининградской области, и уже сегодня в окрестностях города Гусева работает шесть новых заводов и строится небольшой городок для сотрудников. Чтобы понять, что такое «Технополис GS» и как компания собирается строить умный город для своих сотрудников, мы отправились в Калининградскую область.


Дорога от Калининграда до Гусева один из самых приятных бонусов от посещения российского анклава

До Гусева от Калининграда нужно добираться не меньше двух часов, если, конечно, не нарушать правила и не вжимать педаль в пол. Но даже дорога к нему многое говорит о том, как развивается Калининградская область в последние годы. «Вот здесь пустыри были, ничейная земля. А сегодня все засеяно, засажено, обустроено под пастбища», — рассказывает Андрей, водитель такси. — «Всего за пару лет нашлись люди, которые готовы работать на земле. Правда, есть и пришлые. Тот же «Мираторг». Мы его мясо не покупаем, слишком дорого». Действительно, всего несколько лет назад, до ввода санкций со стороны ЕС, Калининградская область жила за счет поставок из соседней Польши. «Свинину теперь польскую возить перестали, так наши их поросят выкрали и сами здесь развели. Теперь та же свинина производится у нас, но она какая-то странная, сладкая. Зато дешевая», — делится секретами Андрей. По его словам, сегодня в области возрождается аграрный сектор, а сам Калининград и прибрежные города переживают сильнейший туристический бум: отдохнуть на побережье летят со всей России. Гостиниц не хватает, но их строится сейчас очень много. И совсем не под Чемпионат мира по футболу 2018 года — туристы все окупят и без футбольных фанатов. Ну а приграничные города живут в основном за счет контрабанды — в странах ЕС, с которыми граничит Калининград, очень востребованы дешевые сигареты и бензин. О том, что под Гусевом расположено огромное производство, одно из самых технологичных в России, Андрей слышал мельком, но это вполне объяснимо: Калининград живет своей жизнью, а GS Group не особо заинтересован в том, чтобы о нем говорили на каждом углу.

На сегодняшний день «Технополис GS» это шесть заводов с собственной специализацией, ЦОД и жилой квартал для особо ценных сотрудников. Построено все это с нуля, а кадры для первого производства долго искать не пришлось. Дело в том, что в 90-х в Калининградской области было сосредоточено до 90% сборочного производства всех ведущих брендов домашней электроники — от телевизоров до утюгов. Со временем такие гранды как LG и Samsung построили собственные заводы в центре материковой России, и калининградские предприятия перешли на менее известные бренды. Они и сегодня работают, но сотрудничают в основном с незаметными и малоизвестными марками. Лучших из лучших GS Group переманил к себе, и сегодня на производствах технопарка работает более 2000 сотрудников. Большинство из них местные жители Гусева, но многих высококвалифицированных кадров пришлось переманивать с «большой земли». А чтобы обеспечить им комфортное пребывание, три года назад началось строительство жилого квартала на более тысячи семей со всей необходимой социальной инфраструктурой. Пока же сдана первая очередь строительства на 132 квартиры и заложен парк, но стройка не останавливается ни на минуту и совсем скоро в новые дома въедут сотни сотрудников GS.


Корпусирование процессоров — самое высокотехнологичное производства «Технополиса GS»

Самое высокотехнологичное производство технопарка — GS Nanotech, где производится корпусирование микропроцессоров. Фактически, GS Group локализовал производство оборудование по максимуму, и завод Nanotech — вершина этой цепочки. Из Азии сюда поступают пластины с кристаллами для процессоров, здесь их размещают в корпус, производят распайку контактов, загружают необходимое ПО и проводят тестирование. После этого процессоры поступают в соседнее здание, где расположен завод «Цифровые телевизионные системы», и там уже производят сборку приемников для «Триколора». Вообще-то на заводе можно организовать сборку любой высокотехнологичной техники, в соседнем здании отливаются из пластика и штампуются из стали корпуса, на другом заводе, расположенном здесь же, производится картонная упаковка. Есть даже собственная лаборатория по созданию углеродных нанотрубок, если потребуется создать материал с уникальными свойствами. Все компоненты поступают на конвейер, где уже и производится ручная сборка и тестирование. В GS Group уверены, что со временем смогут автоматизировать еще больше процессов, но пока и без этого масштабы производства впечатляют. Завод LG в подмосковной Рузе по размерам не меньше, но там все-таки происходит сборка из поступающих компонентов, а GS локализовал все процессы в одном месте.

Не удивительно, что, имея такое производство, собственные жилые кварталы и экспертизу в сфере информационной безопасности, холдинг задумался о движении в сторону интернета вещей и технологий умного города. Василий Сениченков, руководитель направления «Умный дом/город» холдинга GS Group, объяснил, что компания еще несколько лет назад сделала первый шаг к реализации этого проекта. Предложив абонентам «Триколор» специальный планшет, который без подключения к интернету (достаточно домашней сети) показывал все телеканалы, доступные в оплаченном абонентом тарифе, холдинг не стал останавливаться и вскоре представил игровую консоль. Теперь GS Group хочет пойти еще дальше и дать абонентам возможность управлять системами умного дома. Правда, самих систем пока еще нет, но они, что называется, в работе.


Сборочная линия работает в основном на производство приставок «Триколор ТВ», но может выдавать любую продукцию

В частности, Василий продемонстрировал беспроводной выключатель света. Его преимущество в том, что его можно разместить где угодно — не надо ни стен штробить, ни электричество подводить. Собственно, выключателем этим можно управлять и с мобильного устройства, что достаточно удобно — забыл дома свет выключить, гаджет тебе об этом напомнить и находясь хоть на краю света можно включать и выключать свет. Только обязательно надо предупредить тещу, чтобы та не пугалась и не вызывала экстрасенсов и экзорцистов, дабы они изгнали из квартиры злобный дух, включающий и выключающий свет. Ту же технологию можно применить и к управлению электричеством в доме, начиная от управления розетками и заканчивая замерами нагрузок и умным распределением ресурсов в энергосети.

Тут стоит сделать отступление и объяснить, почему GS Group так заботится именно об электричестве, хотя системы умного дома не ограничиваются лишь этим ресурсом. Тарифы на электроэнергию в Калининградской области ниже, например, московских, но в то же время «Технополис GS» достаточно масштабен и прожорлив, чтобы даже небольшая оптимизация дала заметный экономический эффект. Здесь вступает в дело синергия — производство и жилой кластер находится под крылом одной компании, а не разных ведомств, поэтому есть возможность экономить.


План развития «Технополиса GS» — городка с полноценной инфраструктурой, снизу — город Гусев

Технологии умного города в России внедряются в крайне ограниченном количестве кейсов. Чаще всего их можно увидеть в микрорайонах или поселениях, которые управляются той же компанией, что их строила. В этом с Василием сложно не согласиться, особенно если вспомнить планы «Мортона» по постройке умного города по Москвой и злоключениях пермской компании, пытавшейся сотрудничать с традиционной системой ЖКХ. В экосистеме сервисов умного дома и города всегда присутствуют три участника — потребители, управляющие и технологические компании. Потребителям по большому счету все равно, есть ли у них в доме умные сервисы. Если есть, то прекрасно, но платить за них никто желанием не горит. Управляющие компании чаще задаются вопросом о стоимости интеграции таких решений и смотрят, как быстро они окупятся. Подсказка — при нынешних объемах и масштабах решения «умного города» окупаться будут годами, если не десятилетиями. Наконец, технологические компании заинтересованы в масштабном производстве, а не малых партиях. По словам Василия, загружать заводские мощности технополиса GS, максимально локализуя производство, можно лишь при объемах, сравнимых с заказом оборудования «Триколором». То есть в ближайшее время на это рассчитывать не стоит.

«IoT сегодня находится на начальном этапе внедрения, и пока трудно говорить о какой бы то ни было экосистеме. Пока это только ряд очень важных, но разрозненных проектов, как традиционных (умный транспорт, умный дом), так и весьма нестандартных (подключенное водохранилище). Важно понимать, что основная, конечная цель всех этих инициатив — создание умного города для улучшения качества жизни людей и повышения его инвестиционной привлекательности Так, например, применение инновационных технологий может обеспечить экономию городских энергоресурсов до 30%. Город будущего — это креативный, подключенный, комфортный и экологичный город, и для этого необходимо развитие соответствующей инфраструктур и постановка соответствующей задачи со стороны городских властей» — Воррен Чайсейшин, директор по IOT маркетингу Ericsson

Что же делает GS Group прямо сейчас в рамках своего направления «умный город»? Во-первых, под проект уже увеличены мощности собственного ЦОД. Во-вторых, с жителями первой очереди сданных домов ведется постоянная работа с целью выяснить, какие сервисы им действительно нужны. Это важный момент, и Василий специально заострил внимание на том, что современные компании чаще навязывают пользователям сервисы и сценарии использования, тогда как GS Group планирует идти от обратного. Внедрять те сервисы, которые действительно нужны жителям города.


Днем в жилом квартале «Технополиса GS» пустынно — все на работе

Внимательный читатель, следящий за нашим спецпроектом «Умные города по-русски», спросит: а в чем же отличие «Технополиса GS» от описанного нами ранее проекта «Мортон» под Москвой? Разница в интеграции жилого и производственного комплекса в единую экосистему с общим управлением. Дело даже не в том, что можно оповещать жителей о том, что пора бы идти на работу или предлагать им сверхурочные, если на производстве потребуются дополнительные силы. Единая система управления ресурсами и сервисами позволит сделать жизнь сотрудника «Технополиса GS» проще и легче. При этом, помимо самого железа, в GS Group серьезно работают над программной частью. Именно она сейчас и прорабатывается, ведь нужно создать не только ядро системы, но и понятные, удобные интерфейсы. Над этим трудится специально подразделение — GS Labs, которое ранее занималось разработкой лишь прошивки для приставок спутникового телевидения, а теперь будет решать более масштабные задачи. Главная из них — создание центра системы, которая будет управлять не только телевидением, но и другими сервисами.

Наибольшее внимание в застройке уделяется общему пространству, чтобы все жители ощущали себя единым социумом

Как это часто бывает, реальность оказывается слегка менее радужной, чем ожидания. Отправляясь в Калининградскую область, я надеялся увидеть уже существующий и живущий умный город. Оказалось, здесь все еще в стадии планирования. Всегда побеждает тот, кто хорошо подготовился. А у GS Group с подготовкой полный порядок, по крайней мере руководитель направления «Умный дом/город» источает оптимизм: «у нас есть все для реализации отладочно-пускового старта. Есть производство, жилой фонд, можно экспериментировать и запускать».