Московский метрополитен отчаянно сопротивляется новым технологиям, стремясь все оставлять под своим неусыпным контролем. Но как только в него окольными путями проникают новые технологии, так сразу пассажиры начинают пользоваться не сервисами московской подземки, а более удобными услугами сторонних поставщиков. Можно вспомнить два очень показательных примера, когда руководство метрополитена сознательно делало жизнь пассажиров хуже в угоду личным желаниям руководства. Первый случай — отказ метро от партнерства с банками по выпуску пластиковых карт с встроенным проездным на метро. Вы же помните, было такое замечательное время, когда к турникету можно было прикладывать банковскую карту. Запретили, ведь это ж сколько денег мимо пролетало, ужас! Впрочем, банк "Авангард" до сих пор дружит с метро, у них есть карта с оплатой поездок. Второй заход против простых пассажиров случился позже, когда московский метрополитен выгнал сотовых операторов фактически запретив им строить сети с покрытием мобильного интернета в перегонах. Что ж, первый год бесплатный Wi-Fi от «Максима Телеком» вполне устраивал всех, но сегодня с дикой авторизацией и ужасной навязчивой рекламой пользоваться этой услугой стало невозможно. И в перегоны начали возвращаться сотовые операторы.
Для того чтобы реализовать нормальную, а не убогую в техническом плане, систему оплаты прохода в метро с мобильного NFC-телефона, московскому метрополитену нужно не только заменить турникеты (с этим проблем нет, были б деньги), но и биллинговую платформу (а с ней куда сложнее, ведь кто-то кормится с обслуживания этой устаревшей убогой системы). И то, и другое уже давно безнадежно устарело, и все, что запускается сегодня, это максимум, который можно выжать из инфраструктуры метрополитена. Запуск мобильной оплаты в метро, произошедший на прошлой неделе, лишь показывает, что даже в таких условиях операторы готовы придумывать решения. Пусть и странные.
Итак, в метро теперь можно платить за проход смартфоном. Для этого необходимо получить в салоне вашего оператора новую SIM-карту, вставить ее в смартфон с NFC (iPhone и некоторые модели Samsung не поддерживаются), после чего можно смело пользоваться смартфоном как картой «Тройка». Технически, в SIM-карты устанавливается приложение «Тройки», и сам смартфон становится аналогом этого пластика. Никакой интеграции «Тройки» в систему нет, управлять счетом «Тройки» можно лишь через SIM-меню, да и все управление сводится к установке лимита списывания денег с основного счета на мобильном.
По умолчанию, карта «Тройка», поселившаяся в SIM-карте, постоянно пополняет себя до 150 рублей. Происходит это как только баланс становится ниже 90 рублей. Тарифы — стандартные для «Тройки», при этом записать «проездной» или «количество поездок» не получится. Работают лишь разовые билеты и «90 минут». В будущем, про которое так любят рассказывать спикеры на подобных запусках, все будет, но вот сейчас только так.
Операторы отнеслись к запуску сервиса сдержанно, без огонька. Формально SIM-карты с записанными на них картами «Тройка» должны быть во всех салонах Москвы, реально их не было даже в «Афимолле», в подвале которого проходила презентация. Это не так уж и удивительно, если принять во внимание тот факт, что на троих операторы заказали всего лишь 24 тысячи SIM-карт, причем «Билайн» - 4 тысячи, а «МегаФон» с МТС — по 10. Вера в будущее такого сервиса потрясающая, особенно на фоне пассажиропотока в метро, исчисляемого миллионами. Операторов тоже можно понять — решение, которое предложил метрополитен, неинтересно. Во-первых, оно полностью закрытое, то есть интегрировать его в какие-то будущие продукты не получится. Во-вторых, опять придется объяснять абонентам, что им нужно заменить SIM-карту. Недавно только загоняли их в салоны, чтобы поменять симки на новые с поддержкой LTE, и вот — новый виток. Есть подозрение, что дальше созданных промо-страниц на собственных сайтах, операторы не пойдут.
Еще одним немаловажным фактором, который слегка остужает пыл операторов, является мобильное приложение «Тройка». Представьте себе, оно существует и активно тестируется. Это означает, что рано или поздно станет возможным отказаться от костылей в виде специальных SIM-карт с записанными на них приложением в пользу нормального мобильного приложения. Тем более современный Android научился хранить информацию о банковских картах для работы NFC-кошельков, что помогло этим сервисам отказаться от «железного» элемента безопасности. То есть по большому счету операторам нет никакого смысла продвигать эти SIM-карты с вшитой «Тройкой» — приложение позволит отказаться от таких рудиментов.
Что же это было? Московская транспортная система вынуждена существовать в общественном поле, которое контролируется слегка невменяемыми людьми. Эти же люди продвигают велодорожки, хотя ездить на велосипеде в загазованном центре Москвы может лишь человек, желающий побыстрее надышаться канцерогенов. Те же люди требуют новых технологий, причем реализация этих «технологий» их мало волнует — им нужен лишь факт. Возможность сказать, «а вот у нас». Ну, чего ж тогда удивляться, что операторы заказали жалкие 24 тысячи SIM-карт на 15 миллионов московского населения.
Для галочки, так для галочки.