Известная мудрость гласит, что если ты не можешь победить и изменить какие-то процессы, то лучшим решением будет это возглавить. Диалог между интернет-сообществом и властью откровенно не получается. Уже несколько лет со стороны государственных структур предпринимаются попытки начать контролировать сеть, а представители этой сети откровенно хохоча мужественно справляются со всеми препонами. Страдает в этом суровом противостоянии чиновников и пользователей лишь бизнес, который вынужден находить баланс между потребителями и теми, кто наверху. При этом какой-то общей позиции бизнес достичь не может в силу того, что российские интернет-корпорации предпочитают тянуть одеяло на себя и объединяться даже перед лицом суровых испытаний не очень-то хотят. Институт развития интернета, учредителями которого выступают РАЭК, РОЦИТ, ФРИИ и лично Герман Клименко, должен будет стать той самой площадкой, на которой начнут договариваться и компании, и пользователи, и власть. По крайней мере, на это надеются создатели ИРИ.
Пока что ИРИ представляет собой лишь эфемерную идею, которую в течение нескольких месяцев планируется превратить в оформленную юридически в формате АНО организацию. Существовать институт собирается исключительно на собственные доходы, которые должны появиться в результате продажи исследований рынка. Герман Клименко уверен, что объединение компетенций даст мощнейший синергетический эффект и такие исследования будут стоить очень дорого, однако кто их будет покупать Герман не уточнил, лишь намекнув, что спрос имеется.
Но извлечение прибыли — не главная задача ИРИ, и уж тем более коммерческая деятельность никак не вяжется с юридической формой АНО, выбранной организаторами. Поэтому официально декларируются важные и нужные инициативы: диалог с властью, диалог между компаниями, защита пользователей. За все хорошее, против всего плохого, но ничего конкретного. Известно, что институт будет включать в себя такие форматы коммуникации, как «клуб директоров» и «экспертное сообщество». Организацией этих структурных единиц и определением пула приоритетных исследований и займется ИРИ в первые месяцы. При этом финансирование этого процесса отсутствует, все будет реализовываться за счет нефинансовых вложений организаторов. Герман, например, предложил выделить трех своих секретарей. А ФРИИ предоставила площадку для пресс-конференции.
Но если Герман Клименко и представители РАЭК и ФРИИ еще пытались объяснить, в чем смысл задуманной организации, то председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, руководитель Центра интернет-технологий РОЦИТ и просто депутат Государственной Думы Леонид Левин пустился во все тяжкие. Это очень удобно, когда в тебе совмещается множество должностей и ипостасей. Леонид набил руку в том, чтобы переключать себя как спикера то от интернет-сообщества, то от власти. Рассказал он традиционные байки про сетевое равенство, цифровой сувернитет и защиту нас от них. Ожидать чего-то большего от мечущегося между бизнесом и властью чиновника было бы чересчур. Итог своему выступлению Леонид подвел фразой «государству нужно слышать консолидированное мнение», которую он повторил позже несколько раз, по поводу и без. Напомним, что осенью государство уже попыталось получить «консолидированное мнение» участников интернет-индустрии. Промучившись пару месяцев, «государство» оставило эту бессмысленную затею.
Куда более органичными в составе организаторов выглядят РАЭК и ФРИИ, представляющие интернет-бизнес. Площадка для коммуникации и обмена компетенциями уже есть, это мероприятия, организованные РАЭК, но их формат с годами изменился. По словам Германа, если десять лет назад РИВ был площадкой для дискуссий, где директора встречались и решали вопросы, то сегодня это больше выставка народного хозяйства, а директора предпочитают встречаться отдельно. «Договариваться уже надо», — подчеркнул Герман, напомнив, что проблем с каждым годом все больше, и в одиночку компании с ними вряд ли справятся.
ИРИ возникла в результате сильнейшего внимания со стороны государства и, по мнению Сергея Плуготаренко из РАЭК, задача новой организации заключается преломление направленности этого внимания с охранительного в инновационное. Делать это организаторы собираются последовательно, шаг за шагом, но пока все задуманное напоминает парламентскую квази-структуру, в которой есть несколько палат — «клуб директоров» в размере 100 человек и «экспертного сообщества» в еще большем количестве, и свои комитеты, которые будут заниматься исследованиями. Клин, как известно, можно вышибить клином, но победить наших законодателей альтернативным законодательным собранием вряд ли удастся. Первые результаты деятельности ИРИ должны появиться через два месяца.