Возможно, это просто совпадение, но в последний день MWC в Женеве стартует Международная Автовыставка, на которой гиганты автомобильной индустрии обычно показывают новые модели и ищут новых партнеров. В Барселоне, находящейся всего в 780 километрах от Женевы, эти же компании обкатывают презентации новых сервисов и платформ «подключенных автомобилей». Игнорировать крупнейшее мероприятие в мобильной индустрии они уже не в праве, это единственная площадка, на которой над их попытками создать что-то свое в противовес растущему давлению Google и подталкиванию к тому, чтобы автомобиль просто синхронизировался с мобильным устройством, а не являлся частью экосистемы.
Connected Car — далеко не новинка. Именно на конгрессе MWC несколько лет назад Форд младший предрекал превращение автомобиля из средства передвижения, объекта интернета вещей в полноценного участника, субъекта экосистемы. Тогда он рассуждал о том, как автомобили могут помочь в улучшении дорожной ситуации в городах, повлиять на пробки. Спустя годы именно Ford ушел дальше остальных в развитии собственной системы «умных автомобилей», и сегодня является лидером рынка. Если, конечно, не обращать на мелких, путающихся под ногами игроков типа Tesla, тщетно пытающихся пересадить всех на электромобили.
Производители железных коней прекрасно понимают, что мобильная экосистема воспринимает автомобиль сегодня как набор датчиков и сенсоров, чья задача лишь снимать и передавать информацию. Чтобы не повторить горькую ошибку операторов, прошляпивших момент трансформации VAS-рынка в рынок OTT-приложений, автоконцерны стараются самостоятельно оседлать новые тенденции. Это, отчасти, удалось сделать в сфере автострахования, где автопроизводители держат глухую оборону и не делятся данными о своих водителях просто так. По большому счету, удалось отстоять и навигацию, и бортовые компьютеры, в которые настырно лезет Google. Однако, чего точно не удастся сделать без участия операторов, это подключить автомобиль к интернету, и тут начинаются проблемы.
В США, как и в Европе, мобильный интернет является недешевым удовольствием. Операторы стараются выжать из абонентов максимум денег, и неохотно идут на запуск «общих» пакетов трафика. В России ситуация не лучше, единственным оператором, который запустил тариф с единым пакетом интернет-трафика на несколько SIM-карт, является «Билайн». Получается, что абонент западной страны должен платить за интернет трижды — на смартфоне, планшете и в автомобиле. Разумеется, это слишком дорого. Тем более, если потребление интернет-трафика смартфоном и планшетом абонент еще более-менее способен, то что там и в каком объеме накачает автомобиль всегда загадка. Плюс, все нахваливаемые медиа-сервисы, такие как потоковое аудио и видео вещание, потребляют слишком много трафика, и, получив пару раз гигантский счет за связь, автолюбитель вернется к прослушиванию аналогового радио.
Казалось бы, решением может стать синхронизация смартфона и автомобиля — и интернет, и контент передается в автомобиль с мобильного устройства, все довольные. В этом случае не рад оператор связи, теряющий доходы. Хоть власти США постепенно выдавливают из операторов их желание запретить создание Wi-Fi точек доступа из мобильных устройств, делают они это очень неохотно. К тому же у западных операторов в виду особенностей дистрибуции мобильных устройств за рубежом есть серьезные рычаги давления на производителей смартфонов, и те могут значительно ограничить возможности смартфона.
Отдельной дикостью является замена штатной информационно-развлекательной системы автомобиля на творение дяди Вонга из китайской провинции. Вы и сами наверняка видели эти страшные агрегаты, результат неравного брака автомагнитолы и планшета на Android. Этот способ добавить «мозгов» автомобилю остается нишевым, но доставляет некоторую озабоченность производителям.
Пока что единственным ярким анонсом конгресса MWC 2015 стала презентация новых электровелосипедов Ford, призванных разгрузить городские центры и снизить количество пробок.