Европейский союз на полном серьезе рассматривает вопрос о полном запрете так называемых нулевых зон, предлагаемых операторами для популяризации мобильного интернета или в рамках маркетинговых предложений. Инициатором столь странной идеи выступила Латвия, президентствующая в ЕС в первой половине 2015 года. По мнению авторов проекта, «нулевые зоны» нарушают принципы сетевой нейтральности и являются инструментом нечестной конкурентной борьбы. Сервисы, получившие от операторов преимущество в виде отсутствия тарификации трафика, имеют куда больше возможностей, чем их коллеги по рынку. Внушает оптимизм лишь тот факт, что авторы инициативы понимают — полный запрет невозможен, а потому это будет лишь рекомендация и каждый член Евросоюза сможет решать самостоятельно, стоит ли применять запрет на территории своей страны.
Норвегия является примером страны, в которой практика «нулевых зон» запрещена с ноября 2014 года. Регулятор рынка объяснял, что это сделано для устранения дискриминации по типу трафика, так как в случае исчерпания абонентом квоты доступ ко всем сервисам, кроме «нулевой зоны» блокировался. По данным компании Rewheel, в октябре 2014 года на территории 28 стран ЕС работало 75 «нулевых зон», большая часть которых приходилась на социальную сеть Facebook.
Американская социальная сеть Facebook запустила проект Facebook Zero совместно с 50 операторами по всему миру в 2010 году. С тех пор мобильная аудитория сети стремительно росла и к октябрю 2014 года достигла 702 миллионов человек при общей аудитории 1,35 миллиарда. «Нулевые зоны» были особенно актуальны во временя перехода операторов от 2G к 3G и до запуска пакетных интернет-тарифов. Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников отметил, что от «нулевых зон» оператор отказался несколько лет назад в связи с потерей актуальности предложения на фоне доступных предложений пакетов трафика. По оценке Content Review, в 2014 году каждый третий абонент мобильной связи в России пользовался тем или иным видом пакетного предложения или тарифа. «Нулевые зоны» позволяли экономить при помегабайтной оплате мобильного интернета и превалировании веб-серфинга. Сегодня большинство «нулевых зон» успешно заменяют мобильные приложения, не столь требовательные к интернет-трафику и скорости, как веб-страницы.