19 марта iKS-Consulting провел презентацию результатов своего первого исследования, посвященного рынку интернет-кинотеатров России. Тема сегодня достаточно популярная, но, к сожалению, совершенно непонятная широким массам. Конечно, сложно сегодня встретить человека, который ни разу не воспользовался сервисом ivi, но это является следствием агрессивной политики компании, а не тем, что россияне внезапно встали и сказали: «не знаю как вы, а я буду смотреть фильмы в легальных интернет-кинотеатрах», а на торрентах и Sopcast поставили жирный крест. Тем уникальнее результаты исследования, ведь до iKS-Consulting никто толком и не знал, сколько можно заработать на интернет-прокате фильмов.
В конце этой заметки размещена полная презентация, поэтому я не буду фокусироваться на цифрах и выводах аналитиков, если захотите — посмотрите сами. Мне же хочется рассказать вам об общем фоне, на котором вышел этот отчет. На презентации присутствовали представители всех крупных игроков, но действительно сильными можно назвать лишь ivi и Play. Вместе они получили 44% доходов рынка в 2013 году, при этом ivi зарабатывает в основном на рекламе, а Play — на прокате новинок кино за вполне ощутимые деньги. Причем Play де-факто реанимировал платную бизнес-модель, ведь до него продавать кино в интернете не удавалось практически никому. Тот же ivi номинально имел платный раздел, но реально оценивал доходы от него в структуре своей выручке на уровне 1-3%.
Смотря на эти цифры и слушая этих людей, сложно было не заметить, с какой плохо скрываемой завистью смотрели участники рынка на лидеров. Их можно понять, ведь ivi и Play очень сильно отличаются от остальных интернет-кинотеатров. Первому в сентябре 2012 года получить 40 миллионов долларов от Baring Vostok и существующих акционеры компании — ru-Net, Tiger Global Management, "ПрофМедиа" и Frontier Ventures. Второй был создан еще во времена Yota/«Скартел», и сколько реально проел за эти годы — вопрос риторический. Возможно, именно поэтому на прямой вопрос ко всем участникам дискуссии «есть тут кто-то, кто зарабатывает больше, чем тратит» положительно ответил лишь представитель Play, уточнив, что его компания достигла операционной рентабельности лишь в феврале этого года. Представитель ivi сначала рассмеялся, а потом выдал традиционную мантру «мы конечно к концу 2014 года обязательно можем сказать, что мы рентабельны».
Очень жаль, но в отчете посчитана лишь одна сторона бизнеса — доходы. Какие на самом деле несут издержки интернет-кинотеатры — тайна, покрытая мраком. Все усложняется еще и тем, что далеко не всегда им удается договориться о разделении доходов, держатели каталогов и прав практически всегда требуют платить фиксированные суммы. В отдельных случаях, помимо этого все-таки приходится еще и делиться доходами. В таких условиях абсолютной непрозрачности очень сложно делать бизнес.
Не знаю зачем, но интернет-кинотеатры создали ассоциацию для борьбы с пиратством. Такие организации всегда появляются в тот момент, когда рынок начинает укрупняться, а мелкие игроки буквально доживают последние дни. Одним из ярких примеров является Ассоциация Электронных Денег, созданная еще во времена, когда платежных систем было много, а самым удобным инструментом были SMS-платежи. Немногие дожили до сегодня, а АЭД продолжает заниматься лоббированием интересов участников рынка. Правда, я так и не узнал ни об одном кейсе, когда АЭД реально чем-то помогла рынку. Так и с ассоциацией интернет-кинотеатров. Председатель этой организации коротенько, минут на 30 прочел лекцию о том, как они лоббировали антипиратский закон и как это на самом деле хорошо. К концу его речи заснули, кажется, все. И дело не в том, что он был излишне монотонен. Просто складывалось такое чувство, что он живет в параллельном мире, где можно управлять развивающимся рынком запретительными мерами. Не получается. И вот почему.
Рынок контента за последние 15 лет сильно изменился. В начале от пиратства задыхалась игровая индустрия. Решилось все в один момент — появились Jewel-версии изданий, которые стоили адекватных денег. Умерли CD/DVD — появился Steam и другие платформы цифровой дистрибуции. Потом от рынка задыхалась музыкальная индустрия. Проблема рассосалась сама собой после прихода в Россию технологий цифровой дистрибуции iTunes и Play, а в интернете появилась «Яндекс.Музыка» и подобные сайты. С книгами тоже довольно быстро справились, и сегодня гораздо проще заплатить за книжку в «ЛитРес» или, если особенно нищ, в почти легализовавшемся «ЛибРуСеке». Во всех случаях острый фурункул пиратства проткнуло появление технологии, которая и позволила найти общий язык между покупателями и продавцами контента.
В интернет-кинотеатрах технологии пока нет, точнее она есть, но у всех — разная. Рынок интернет-рекламы в России уже можно назвать развитым, но вот с видео работать пока сложно. Нет единых продавцов рекламного инвентаря и, по сути, рынок закрыт для мелких рекламодателей. Нет автоматизированных систем не только по продаже рекламы, но и по продаже по партнерской программе контента. Конечно, есть единичные случаи, когда систему сделали для «Афиши» или «Кинопоиска», но на простом уровне, когда продавать контент может любой — все очень запущено. А ведь во многом успех на медиа-рынке iTunes обязан именно собственной партнерской программе, в которой может зарегистрироваться каждый.
Очень важным моментом стало включение в исследование платформы Smart TV. Именно благодаря ей выстрелил ivi, именно на ней делает успехи в продаже новинок Play. Но аудитория там пока еще слишком мала, но — наконец-то — измерима. Обратите внимание на 8 слайд презентации. Это первые данные, которым можно верить. По крайней мере, выглядят они реальными.
Какие выводы из всего этого бесконечно долгого обсуждения сделали участники рынка? Честно говоря, не знаю. Некоторые покинули круглый стол еще до его окончания, другие старались не слишком выделяться, повторяя мысли тех, кто успешнее. Самый большой вопрос — как долго продержится столь большой список участников рынка, чья доля пока-что заметна на графиках. Есть очень большое подозрение, что по аналогии с рынком платежных систем никаких слияний и поглощений не предвидится. Сами перемрут, как умер магазин легальной музыки Fidel спустя некоторое время после прихода в Россию iTunes и запуска «Яндекс.музыки».
Никуда не торопится лишь один участник рынка, который отсутствовал в метриках iKS-Consulting. Это правообладатели. Не смотря на истеричные настроения, кинопрокат в России продолжает расти, а присоединение Крыма де-факто прибавил населению России 1,5%. Так что не за чем никуда бежать. Глядишь, рынок сам выплывет куда-нибудь. Вот тогда-то вместо странного мужичка, занудно рассказывающего о важности борьбы с пиратством, за круглым столом появится правообладатель. И разговоры будут не о том, сколько удалось собрать денег, а о том, как делать бизнес на видео-контенте в России. Бизнес — это не только доходы, но и расходы. Жаль, далеко не все это понимают.