Есть такое понятие — итальянская забастовка. Протестующие работники в процессе этого мероприятия делают все строго по инструкции, не нарушая ни одного правила. Как правило, производство встает, и руководство начинает переговоры. В России все наоборот. Итальянская забастовка по-нашему, это когда оператор отказывается что-либо делать, пока все по закону. Например, излюбленный метод увеличения базы услуги «Гудок» — подключение ее на неделю-две просто так, «попробовать», а потом высасывание денег у тех абонентов, которые попросту забыли о таком щедром подарке со стороны своего оператора. Главное — все в пределах правил и закона. Недаром МТС так славится своими юристами, которые уже больше напоминают адвокатов мафии, чем помощников крупной и социально ориентированной компании.
Государственная дума собралась нанести SMS-спаму сокрушительный удар. Депутат по фамилии Гаттаров внес законопроект о возможности блокировки SMS-сообщений оператором. Юридически, это было невозможно, ведь есть договора и операторы обязаны пропускать все входящие сообщения. Как обычно, факт внесения законопроекта освещался в прессе, и — внезапно — комментаторами выступал именно МТС. Конечно, нужно максимально точно донести мысль о том, что это забота об абонентах, а не о собственном бизнесе. Однако, если бы МТС заботился об абонентах, то количество спама в телефонах абонентов МТС уже давно бы уменьшилось. Отсутствие какого-то дополнительного закона не помешало «МегаФону» и «Билайну» если не решить, то значительно уменьшить проблему спама.
Зачем же МТС некий закон? Представьте, что есть многоквартирный дом. В подъезде сидит консьерж — это оператор. Жильцы — абоненты — не хотят, чтобы в их почтовых ящиках появлялась реклама в виде газет, каталогов и листовок. Кто должен за это отвечать? Очевидно, консьерж. Каким образом? Преграждать вход в подъезд разносчикам рекламных газет и листовок. Если консьерж выполняет свою задачу, то количество спама в ящиках падает, но не сходит на ноль, так как спам бывает разный. Кто-то пользуется услугой разносчиков, а кто-то платит побольше, и делает рассылку персональных (хотя бы по адресу) писем. Разумеется, спам, оформленный как письмо, и отправленный через почту, в ящик попадет — консьерж не имеет права препятствовать почтальону. Да и вообще, по идее, никаких прав препятствовать чему-либо не имеет.
Что же хочет сделать МТС? Он хочет наделить себя правом самостоятельного решения, что доставлять абоненту, а что блокировать. По неким формальным критериям, разумеется. Но что это означает? Это значит, что отныне МТС будет решать, получите ли вы сообщение от такси о том, что подъехала машина, или нет — ведь формально, в этом сообщении есть все признаки спама.
В интервью Content-Review.com Екатерина Огнева из «Билайн» говорила, что нужно бороться не с самим явлением — оно уже есть и никуда не денется, а с его экономикой. Если спам станет слишком дорогим, то и станет его на порядок меньше. Именно таким путем пошел «МегаФон», заставивший банки и крупные организации заключать прямые договора. «Билайн» предпочитает вести борьбу с помощью фильтров с адаптивным обучением. Только МТС отчего-то требует сначала принять закон, а до этого времени отказывается что-либо делать. Так зачем МТС такой закон?
Все довольно просто. У МТС есть собственный продукт «Мобильная реклама». Любая компания может заказать рассылку своего сообщения с необходимым таргетингом, а доставка будет осуществляться абонентам, выразившим свое согласие на получение таких рассылок. Как МТС обеспечивает получение такого согласия я уже писал выше, так что можно быть уверенным — вместо «дикого» спама будет спам «цивилизованный». Те же яйца, вид сбоку. Плюс ко всему, МТС получит законные основания для прямого шантажа — не платишь МТС, не пройдет твое сообщение, будь у тебя хоть тысяча подтверждений от абонента на получение новостной рассылки.
Разумеется, все это мои домыслы. Однако, я не вижу ни одного препятствия для того, чтобы начать решать проблему спама в сети МТС прямо сейчас. Спамер подаст в суд на МТС за то, что его сообщение было заблокировано? Ну вот и пригодится армия юристов, признанная лучшими среди коллег. Пусть поработают.