В последнее время сразу несколько крупных российских компаний объявили о присвоении им рейтинга корпоративной социальной ответственности. Занялось раздачей этих рейтингов агентство «Репутация». А для того, чтобы объяснить бизнес- и медиа-сообществу что такое КСО, с чем его едят, и почему компаниям необходим сторонний аудит в этом вопросе, агентство организовало форум «Бизнес-репутация 2012». В качестве докладчиков были приглашены не только сотрудники аттестованных компаний и рейтинговые специалисты, но и представители государственных органов, а также руководители благотворительных фондов. Благодаря такому разнообразию спикеров, гости форума получили прекрасный шанс увидеть, как трактуют термин «корпоративная социальная ответственность» представители разных сфер нашего общества. А трактуют они его, к великому сожалению, все еще каждый по-своему.
Для тех, кто хоть раз видел отчеты о КСО любой западной компании, не секрет, что складывается корпоративная социальная ответственность из многих компонентов. Например, из соблюдения трудового кодекса и обеспечения комфортных условий труда для персонала, или ответственного ведения бизнеса и построения взаимоотношений с деловыми партнерами и поставщиками. А еще из сохранения экологического состояния планеты и гарантии качества собственных товаров или услуг. И да, конечно, из социальных проектов и непосредственного материального вклада в жизнь общества. В России почему-то последний из вспомненных мною навскидку пунктов всегда оказывается первым. И я не говорю, что бизнес не должен заниматься благотворительностью, просто не хотелось бы, чтобы забывалось про все остальное.
Выступавшая в первой секции руководитель православного благотворительного фонда «Ориентир» Инна Орлова очень красочно и с юмором описала «политику двойных стандартов», которую ведут крупные компании. С одной стороны, они открывают благотворительные фонды и вкладываются в решение отдельных проблем, а с другой, «развращают общество». Вывод о таком пагубном влиянии корпораций госпожа Орлова сделала из нескольких рекламных роликов, где присутствует хоть малейший сексуальный подтекст или намек на нетрадиционную ориентацию. Ответственность бизнеса перед обществом, по мнению Инны Орловой, заключается в том, чтобы продавать свой товар без эксплуатации «низменных потребностей» аудитории. Среди нарушителей этики и морали оказались IKEA, MacDonalds и Heinz. Рискну предположить, что у всех этих компаний как раз полный порядок с КСО по всем пунктам.
На сайте благотворительного фонда «Ориентир» значится, что его задачи — «ознакомление общества с культурой и самобытностью православной цивилизации, консультирование предпринимателей по вопросам социальной ответственности бизнеса…». Могу жестоко ошибиться, но, мне кажется, что фонд «Ориентир» уже консультировал по указанным вопросам группу компаний «Новард», PR-директор которой выступала как раз следом за Инной Орловой. У группы компаний уйма направлений бизнеса, среди которых строительство и продажа недвижимости и сеть обувных салонов. Уверена, что в такой крупной корпорации ведется серьезная работа в области КСО, особенно учитывая, что рейтинг у них самый высокий из возможных. Но все выступление Ирины Зуевой было посвящено тому, что дома «Новард» строит во имя сплочения семей и для возрождения принципов добрососедства, а в рекламе своей обуви они всеми силами стараются избежать хоть малейших намеков на сексуальность. В этот момент стало казаться, что в нашей стране происходит нечто еще более странное, чем уравнивание КСО с благотворительностью, началось уравнивание КСО с православным благочестием.
К счастью, сразу же после перерыва руководитель Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова очень доходчиво объяснила аудитории (видно, что ей приходится делать это не в первый раз), что «совесть, мораль и нравственность — это прекрасные качества, но это качества человека. Их невозможно применить по отношению к компании». Увлекшись рассуждениями об общественной деятельности корпораций, часто мы забываем, что первостепенное дело бизнеса — это делать бизнес. Рассуждая о КСО, мы часто скатываемся к воспоминаниям о меценатстве, процветающем на Руси, но современные компании не могут заниматься меценатством в чистом виде, ведь у них сложная структура, а зачастую и целый ряд акционеров, мнение которых должно учитываться при распоряжении деньгами. «Если компания занимается благотворительностью, но при этом она не рентабельна, то ответственной ее назвать нельзя», — подытожила Елена Феоктистова.
Что касается критериев, по которым стоит оценивать КСО, и направлений, по которым ее стоит развивать, большинство спикеров все же сошлись на том, что нам совершенно не нужно изобретать велосипед. В 2010 году был принят международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». В разработке этого стандарта принимали участие эксперты из сотни стран, представляющие промышленность, правительство, рабочий класс, потребителей, неправительственные организации. Сейчас наличие этого стандарта (а также нескольких других) дает более чем ясное представление — куда двигаться бизнесу на пути к социальной ответственности. И многие российские компании и организации опираются именно на ISO 26000, в том числе Клуб Православных Предпринимателей. Правда, Павел Шашкин, выступающий от лица этого клуба, признался, что свои коррективы в текст Стандарта православные предприниматели России все же внесли.
То, что в каждом регионе существуют свои «больные темы», на которые должен ориентироваться бизнес в выстраивании собственной социальной политики, факт вполне очевидный. Алексей Демин, руководитель отдела аналитического консультирования в России и странах СНГ Nielsen, показал интересные данные опроса респондентов из разных стран. Исследователи выявляли наиболее актуальные социальные проблемы для жителей определенного государства. В среднем по миру (как и в России) больше всего людей волнует состояние окружающей среды. Следом в общем рейтинге идут «развитие науки, техники и образования», а дальше «наличие рабочих мест». В нашей стране проблема наличия рабочих мест практически дышит в спину экологии, а третьим пунктом значится детская смертность. И закрывать глаза на эти цифры нельзя, ведь КСО напрямую влияет на репутацию компании. А по данным, озвученным тем же Nielsen, 46% респондентов готовы потратить на товар больше, если компания-производитель активна в социальной сфере. Председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениями качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Елена Тополева добавила, что в США, например, доля КСО в общей составляющей репутацию компании достигает 40%.
Еще в одном вопросе подавляющее число спикеров оказались солидарны — для продуктивного выстраивания политики КСО необходимо взаимодействие государства, бизнеса и некоммерческих организаций, и взаимодействие это в нашей стране пока осуществляется отнюдь не идеально. Хотя есть в России компании, где корпоративная социальная ответственность уже приобрела четкие очертания. На форуме своим опытом построения программ КСО поделились представители «Ингосстраха», «ОТП-банка» и «МегаФона». Олеся Яременко из департамента социальных проектов «МегаФона» рассказала о, пожалуй, самом ярком социальном проекте компании — чемпионате по футболу среди воспитанников детских домов «Будущее зависит от тебя». К слову, этот проект «МегаФона» в 2012 году получил поддержку государства, среди его организаторов теперь Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. Сам же чемпионат вошел в официальный реестр спортивных соревнований Российской Федерации.
На форуме «Бизнес-репутация 2012» «МегаФон» выступал генеральным партнером конкурса журналистов и блогеров, освещающих тему КСО бизнеса. Приятно отметить, что наше издание вошло в число призеров этого конкурса. О важности участия журналистов в развитии принципов корпоративной социальной ответственности в нашей стране в третьей секции форума говорила Надежда Брейман, заместитель директора радио «Мир». Сама радиостанция проводит немало благотворительных эфиров и акций и даже выпустила целую серию программ «Азбука благотворительности». Можно сколько угодно говорить о том, что представление о «правильном» КСО в России никак не сформируется, и многие компании настороженно относятся к этой аббревиатуре, но изменений не будет, если об этом не говорить. Темноту и зашоренность можно победить только доступной информацией, и именно в этом заключается социальная ответственность СМИ.
Что же касается самого рейтинга КСО, выдаваемого агентством «Репутация», он пока вызывает двоякое чувство, и об этом на форуме тоже поговорили. Рейтинг этот на сегодня получили около десятка компаний. Получили они его, самостоятельно обратившись в агентство и заплатив деньги за внешний аудит. Методика изучения показателей для присвоения рейтинга обозначена на сайте довольно условно, хотя директор агентства Николай Николаев заверил, что это дело времени, и к следующему году процесс присвоения рейтинга станет максимально прозрачным. Пока же мы можем только поверить на слово экспертам агентства и порадоваться, что у нас наконец-то появился единый стандарт измерения уровня КСО.