В рамках проходившего на прошлой неделе международного форума разработчиков Apps4All компания LG Electronics провела свою дискуссионную панель, посвященную Smart TV. Эта платформа уже переросла позицию расширенного доступа телевизора к интернету и потихоньку становится новым сегментом экосистемы приложений на правах серьезного игрока.
Дискуссии не получилось, а вот доклады сотрудников LG, как российского, так и корейского офисов, с одной стороны, были банальными для тех, кто посещает подобные мероприятия часто, а с другой стороны, позволили заглянуть в будущее платформы. Спикеры фокусировали внимание аудитории на том, что было достигнуто консорциумом Smart TV и насколько этот рынок перспективен с точки зрения разработки приложений, а внимательная аудитория вычленяла прозрачные намеки на то, что будет происходить с платформой в будущем.
Успех экосистемы разработки приложений зависит от нескольких важных факторов. Первый из них — количество потенциальных пользователей, и в этом направлении платформа Smart TV развивается достаточно бодро. Согласно показанным на презентации графикам, в этом году будет продано 65 миллионов телевизоров, на которых можно будет запускать приложения. Эта цифра не полностью отражает потенциал — возможности Smart TV становятся доступны владельцам простых телевизоров, если к ним подключаются медиа, blu-ray плееры и другие телевизионные приставки. Новый телевизор покупается в семью редко, и производители это понимают, а вот увеличить проникновение через дополнительные устройства можно и без обновления самого телевизора.
Второй фактор — совместимость платформ Smart TV. По сути, это сборка операционной системы с графической оболочкой, и ранее каждый производитель имел собственную платформу. В июне этого года производители потребительской электроники Philips, LG и Sharp организовали "Альянс Smart TV", декларируя совместную работу над платформой и обеспечение совместимости между своими "умными телевизорами". Это, безусловно, верный шаг, который позволяет всем игрокам рынка приложений для телевизоров значительно снизить свои издержки. По словам представителей LG, вместе участники альянса занимают большую часть рынка.
Третий фактор — обеспечение удобного и доступного способа оплаты как самих приложений, так и покупок внутри них. К сожалению, на сегодня это — самое слабое звено во вселенной Smart TV. Мне лично так и не удалось завершить регистрацию кредитной карты для оплаты приложений на собственном телевизоре, благо некоторые из разработчиков приложений успешно используют веб-интерфейс своих сервисов и микро-платежи на основе платных SMS. Например, интернет-кинотеатры позволяют войти с телевизора в собственный аккаунт, настроенный на компьютере, а приложение "НТВ+" предлагает оплатить просмотр трансляции с помощью premium-SMS.
Чтобы рынок приложений для телевизоров был рынком, требуется не только обеспечить качественный и удобный биллинг, но и, собственно, приложения, которые пользователи телевизоров хотели бы приобрести. Спикеры LG дали ориентиры разработчикам — пользователи приложений Smart TV ленивы и хотят развлечений, причем, если обратиться к жанрам, то спикеры LG рекомендовали обратить внимание на развлекательные, социальные и семейные приложения. В лучших традициях Купера, спикеры говорят о целях — развлекать, обучать, информировать, и об особенностях — пользователь сидит на диване в расслабленном положении, в удобной позе, экран очень большой, а расстояние до него около 3,5 метров.
Из докладов сотрудников LG можно было вычленять интересные данные о том, как именно компания собирается не просто лидировать на рынке приложений для Smart TV, но и формировать этот рынок . Корейская компания, как и их заклятые друзья-коллеги из Samsung, имеет крепкие позиции не только на рынке потребительской электроники, но и на рынке смартфонов и портативной электроники. Поэтому все преимущества, о которых я расскажу ниже, вряд ли останутся уникальными в долгосрочной перспективе, более того — аналогичные сервисы (кроме, пожалуй, пульта LG) уже есть у конкурентов. Вопрос лишь в том, насколько быстро они будут реализованы.
Первое и главное преимущество LG перед конкурентами — пульт MagicMotion. Вряд ли кто-то не слышал об этой "волшебной палочке", но если вдруг — это пульт со встроенным гироскопом, по своему функционалу довольно близкий к джойстику Wii. Благодаря наличию такого устройства в стандартной поставке всех телевизоров LG Smart TV у разработчиков появляется возможность использовать этот уникальный для телевизоров манипулятор.
Вторая важная особенность LG — грядущая третья версия платформы с соответствующим SDK. Главной фишкой новой версии станет не только поддержка внешних накопителей данных. Это позволит разработчикам включить в приложения, особенно игры, возможность сохранения прогресса пользователя, а также использовать внешний контент в работе приложений.
Например, появится возможность создать медиа-плеер, который позволит проигрывать те файлы, которые не понимает встроенный плеер телевизора. В частности, предыдущее поколение LG Smart TV не могла воспроизводить видео-файлы со звуковой дорожкой DTS. Теперь может появиться стороннее приложение, способное решить эту проблему. Для стриминговых сервисов появится возможность кэширования контента на стороне пользователя, что сделает сервисы более удобными.
Еще одна особенность третьей версии SDK — поддержка взаимодействия телевизоров и медиа-плееров со смартфонами LG. Этой особенности ни спикеры, ни большинство аудитории не уделили большого внимания, но если идея будет доведена до логической реализации, то у LG появится уникальная возможность побороться не только с компьютерами, чьи сервисы уже прижились на Smart TV, но и игровыми консолями. Только представьте — вся игра рендится и запускается на смартфоне, чьи технические характеристики давно обогнали не только начинку телевизоров, но даже игровые консоли прошлого поколения. Телевизор выступает в качестве монитора, а джойстиком служит либо сам смартфон, либо простой джойстик для компьютера, подключенный к смартфону по Wi-Fi или Bluetooth. Если учесть тот факт, что Sony сделала возможным запуск игр для PlayStation на смартфонах Android, появляется футуристическая картина будущего, в которой игровым консолям места нет.
Но не стоит слишком верить в то, что все это произойдет в ближайшем будущем. SDK 3.0 для LG Smart TV появится только в 2013 году, а все описанные возможности — лишь моя интерпретация пары строчек в слайде презентации корейского спикера LG. Но согласитесь — потенциал воодушевляет.
Как я уже говорил, дискуссии не получилось — не хватило времени, но некоторые подробности о финансовом потенциале платформы Smart TV все-таки удалось получить благодаря вопросам из зала. Во-первых, уже во второй версии SDK появляется возможность размещения в приложениях рекламы и приема платежей внутри приложений. Во-вторых, каждое 10-15-е приложение (именно так) в магазине LG Apps — платное. В-третьих, LG охватила все бизнес-модели, важные для разработчиков — традиционно платные, бесплатные с рекламой и бесплатные с платежами.
Где-то в конце выступления LG анонсировала второй конкурс среди разработчиков приложений для Smart TV с внушительным призовым фондом. К сожалению, предыдущий конкурс выявил победителей по принципу "лучшие из худших", но есть слабая надежда, что текущая версия SDK и потенциал платформы позволят привлечь не только случайных, но и креативных разработчиков.