Физические носители с каждым годом уступают свои позиции цифровым форматам музыки. Ведь сегодня музыку можно не только скачать, но и послушать в потоковом режиме, причем интернет породил и новую форму аудио-контента — подкасты. В США более половины пользователей смартфонов приобретают и прослушивают музыкальные треки с помощью своих мобильных устройств, причем 40% слушают музыку на смартфонах в потоковом режиме.
В новом исследовании iGR рассматривают предпочтения потребителей цифровой музыки в США. По словам основателя и президента iGR Яйна Джилотта, треть всего интернет-трафика в сетях 3G/4G приходится на аудио-контент, причем самыми активными потребителями аудио-контента являются пользователи смартфонов.
Привычки и предпочтения покупателей цифровой музыки зависят от многих факторов. Например, владельцы смартфонов, работающих на Android, продолжают покупать музыку и на физических носителях, но в тоже время в целом пользователи смартфонов покупают цифровую музыку чаще, чем владельцы простых телефонов. Основной аудиторией подкастов являются пользователи в возрасте от 18 до 34 лет. Музыку в потоковом режиме пользователи смартфонов предпочитают слушать не дома или работе, а в пути, во время шопинга и занятий спортом, при этом пользователи устройств, работающих на iOS, больше других предпочитают слушать музыку именно в потоковом режиме.
Управляющий ИММО Дмитрий Гумен считает иначе:В России дело обстоит несколько иначе. Такого объема оплачивающей стриминг аудитории в нашей стране пока нет. С технической точки зрения потоковые сервисы — это дополнительная нагрузка на сети.
Кроме того, не все так просто во взаимоотношениях с правообладателями, на тех, ресурсах, что уже запущены для российского пользователя, (Яндекс.Музыка, Trava.ru), полноценный музыкальный сервис с использованием стриминга, можно сказать, еще только организовывается.
Обращение пользователя за бесплатным контентом к пиратским ресурсам делает нерентабельными легальные сервисы по скачиванию музыки, поэтому модель оплаты за скачивание не работает.
Вместе с тем новые модели взаиморасчетов, в первую очередь, рекламная модель и модели, основанные на подписке, могли бы поправить положение. Однако рынок до конца так и не принял эти модели в виду того, что, по мнению правообладателей, денежные потоки, которые при этом генерируются, распределяются не в соответствии с вкладом каждого участника бизнес-цепочки (правообладателя, агрегатора, оператора), а с перекосом в сторону операторов. В таких условиях правообладатель вынужден подстраховываться, нагружая вновь появляющиеся потоковые аудио сервисы большими ставками роялти и серьёзными гарантийными платежами.
Модели, обеспечивающие справедливое разделение доходов, например, разделение выручки от трафика, помогли бы внести прозрачность в отношения правообладатель-агрегатор-оператор, способствовали бы росту и развитию рынка легальной музыки.
Думаю, что потоковое аудио скорее найдет свою аудиторию после того, как бизнес-модели начнут соответствовать вкладам игроков рынка с одной стороны, а с другой — будет достигнуто устойчивое покрытие сетей 3G / 4G, и пропускные каналы при этом будут достаточно широкими.