12-16 ноября в Австралии впервые пройдет общенациональная «Неделя удаленной работы» (National Telework Week) с целью привлечь внимание к преимуществам работы на дому. В 2010 году президент США Барак Обама подписал закон об удаленной работе Telework Enhancement Act, разрешающий госслужащим работать дома. Подхватив эту инициативу, правительство Австралии поставило задачу удвоить число удаленных работников к 2020 году.
По расчетам австралийского Министерства широкополосных частот, коммуникаций и цифровой экономики, достижение этой цели позволит увеличить долю удаленных работников с 6 до 12 процентов трудоспособного населения, что приблизительно соответствует уровню Соединенных Штатов Америки. Этому способствует национальная программа развертывания широкополосной сети, которая охватит территорию всей Австралии, обеспечив компаниям, желающим использовать преимущества удаленной работы, высокоскоростной канал передачи данных для совместной работы и организации видеоконференций высокой четкости для.
Глава упомянутого министерства Стивен Конрой (Stephen Conroy) объявил о намерении провести «Неделю удаленной работы» еще в январе. При этом он подчеркнул, что увеличение числа удаленных работников выгодно с точки зрения экономики, экологии и общественных отношений как всей стране, так и каждой семье.
Австралия давно и успешно использует видеоконференции в различных сферах деятельности, опережая по данному показателю остальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так что реализация правительственной инициативы по распространению удаленной работы вызвать проблем не должна. Согласно опросу, проведенному Австралийским бюро статистики, в период с 2005 по 2008 гг. количество тех, кто так работает, в стране выросло на 7,4% (при этом основную часть составили женщины 2544 лет с детьми). Таким образом, в Австралии сбываются мечты многих родителей.
Приверженцы удаленной работы называют несколько ее преимуществ. Это и налаживание семейных отношений, и снижение вредного воздействия на окружающую среду, и сокращение автомобильных пробок. По подсчетам Департамента транспорта и региональной экономики Австралии, к 2020 году устранение заторов уличного движения может принести ежегодную экономию в 20,4 млрд долл. США.
Впрочем, далеко не все в Австралии считают удаленную работу волшебной палочкой, способной решить экологические проблемы. Так, лорд-мэр Сиднея Кловер Мур (Clover Moore) считает более эффективной в этом отношении правильную организацию общественного транспорта и рабочих пространств: «Для решения проблем, связанных с изменением климата и экологической устойчивости, мы должны использовать все доступные средства. Однозначного решения здесь нет, изменить ситуацию может комплексное использование различных идей».
С экономической точки зрения, распространение удаленной работы позволяет повысить производительность сотрудников (им не придется тратить время на дорогу). С другой стороны, у многих руководителей существуют предубеждения: они не уверены, что переход на удаленную работу пойдет на пользу делу. Поэтому менеджерам следует ориентироваться не на процесс, а на результат, и в этом смысле микро-менеджмент здесь не уместен.
В докладе школы бизнеса Университета Южного Уэльса Managing TeleWorkers: Coming to Grips with Remote Control («Руководство удаленными работниками: как обеспечить контроль на расстоянии») подчеркивается важность разработки корпоративных правил, предусматривающих перевод на удаленную работу только сотрудников, занимающих определенные должности, причем такой перевод должен быть исключительно добровольным. В документе также говорится, что эти правила должны предусматривать и обязательное обучение удаленных работников методам максимально эффективного взаимодействия.
В конечном счете успех удаленной работы зависит от дисциплины. Современный мир становится все более цифровым, в нем наблюдается рост синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а люди могут находиться сразу в нескольких пространствах — реальном и виртуальных. Поэтому для всех нас было бы полезно больше доверять друг другу и лучше управлять собственными эмоциями.
Мелисса Джун Роули (Melissa Jun Rowley)