Всего несколько лет назад задачи операторов мобильной связи вполне укладывались в их традиционную компетенцию. Широкая и сложная инфраструктура такой связи, включавшая базовые станции, антенны, опорные сети и другие ресурсы, предназначалась, в первую очередь, для передачи голоса, предоставляла необходимую полосу пропускания и поддерживала нужное качество сигналов.
Первые приложения для мобильного Интернета ограничивались передачей прогнозов погоды, новостей и котировок акций. Затем в эту среду стало проникать видео, но поначалу все ограничивалось эпизодическим просмотром коротких клипов в YouTube. Никому тогда и в голову не приходило смотреть двухчасовые фильмы на крошечном экране мобильного телефона.
Сегодня ситуация коренным образом изменилась. На Всемирном мобильном конгрессе-2012 в Барселоне я увидел главного "возмутителя спокойствия" — планшетный компьютер с установленными на нем ресурсоемкими мультимедийными приложениями. Феноменальный успех устройства iPad и последовавшее за ним быстрое распространение устройств с операционной системой Android изменили поведение конечных пользователей: теперь они готовы часами смотреть видео в любом месте и в любое время. И хотя фильм на планшетнике — совсем не то же самое, что его показ в широкоформатном кинотеатре с объемным звуком, увеличенный экран планшетника предоставил зрителю вполне приемлемое сочетание качества изображения, мобильности и комфорта.
У операторов же мобильной связи эта ситуация вызвала настроение, близкое к панике. Неожиданно — будто кто-то открыл огромные шлюзы — сети захлестнула лавина видеотрафика. К тому же на рынке появилось великое множество приложений для смартфонов и планшетных компьютеров, которые стали генерировать еще больше трафика, создавая огромную нагрузку на сети и днем, и ночью.
Тем не менее у операторов есть хорошая возможность справиться с этими задачами, а также повысить скорость, гибкость и экономичность своего бизнеса. На Всемирном мобильном конгрессе я провел встречи с представителями 26 операторов мобильной связи из разных стран. В качестве своих главных задач они единодушно назвали управление огромными массивами данных, недопущение снижения скорости доставки услуг и формирование новых источников дохода. При этом в наших разговорах неизменно возникали две темы:
1. Оптимизация. Операторы все время задаются вопросом, как оптимизировать работу сетей и структуру расходов, чтобы справиться с гигантской лавиной данных. Сегодня львиную долю данных, передаваемых по мобильным сетям, составляет видео. Более того, исследования, проводимые нашим подразделением Cisco IBSG, показывают, что в некоторых точках доля видео уже превышает 85 процентов. Это значит, что у нас появляются хорошие возможности разгрузить сотовые сети с помощью экономичных решений Wi-Fi.
По сравнению с обычными сотовыми сетями, Wi-Fi более чем вдвое повышает экономичность использования частотного спектра, и сегодня операторы ищут эффективные методы, позволяющие абонентам делать "хэндовер", то есть без обрыва связи переходить из сетей Wi-Fi в сотовые сети и обратно, что дает возможность существенно разгрузить мобильные сети. Cisco занимает передовые позиции в разработке технологий для такого "хэндовера". Так или иначе, операторы стремятся использовать технологию Wi-Fi для разгрузки сотовых сетей и разрабатывают новаторские бизнес-модели для вовлечения в этот процесс конечных пользователей и оптимизации расходов.
2. Монетизация. Другая проблема операторов состоит в том, что им приходится поддерживать множество новых приложений, которые почти не увеличивают операторскую прибыль. В связи с этим перед операторами стоит вопрос: как войти в экосистему приложений и занять достойное место в процессе монетизации? С моей точки зрения, для этого есть два пути. Операторы вряд ли начнут разрабатывать собственные приложения, но они могут внедрять услуги с добавленной стоимостью и предлагать разработчикам приложений различные усовершенствования в своих сетях (в качестве примеров можно привести Netflix и Zynga). Оператор может предложить услуги управления контентом, ускорения приложений и многое другое. В результате поставщик приложений будет платить оператору за услуги, создающие новый уровень качества для конечного пользователя.
Кроме того, новые возможности для операторов открываются в области информации и аналитики. Операторы накопили огромный массив информации о своих абонентах, но пока эта информация почти не используется. Между тем, согласно опросам, в вопросах защиты личной информации операторам связи доверяют больше, чем государственным органам и любым крупным веб-компаниям. Таким образом, оператор связи, как посредник, которому доверяют больше, чем другим, вполне может монетизировать собранные им большие объемы данных о своих абонентах.
По моему мнению, главным фактором здесь должна стать совместная работа — как между самими операторами, с одной стороны, так и между операторами и поставщиками приложений — с другой. Я с оптимизмом смотрю на эту ситуацию и убежден, что она развивается в правильном направлении. Благополучие отрасли выгодно всем ее участникам. Поэтому вместо попыток решить за счет других свои частные проблемы лучше создавать взаимовыгодные условия для всех: операторов, поставщиков приложений и конечных пользователей.
Крис Озика (Chris Osika), старший директор консалтингового подразделения Cisco IBSG