Редактор сайта FierceWireless Пол Расмуссен наткнулся в сети на исследование английского рынка мобильной связи, в котором аналитики подсчитали количество вариантов подключения и тарифов для английских абонентов. Оказалось, что операторы Великобритании предлагают в общей сложности 1,5 миллиона тарифов. Цифра могла быть и меньше — в Англии операторы помимо SIM-карт предлагают абонентам субсидированные телефоны, для каждого из которых существуют свои тарифные планы. Так что 1,5 миллиона тарифов можно смело делить на 699 телефонов, предлагаемых оператором.
В России субсидированные телефоны так и не прижились. Брендированные, то есть продающиеся под маркой оператора аппараты периодически возникают, а вот платить за абонента в обмен на мифическую для российского рынка лояльность операторы не готовы. Для того, чтобы сопоставить российские предложения с английскими, мы запросили информацию о тарифах у операторов "большой тройки" и TELE2. Оказалось, что вместе четыре крупнейших оператора предлагают сегодня абонентам несколько сотен тарифов, причем более 6 тысяч тарифов находятся "в архиве", но остаются активными, так как ими еще пользуются некоторые абоненты.
Самое низкое количество тарифов у оператора МТС - 8 федеральных и 2 региональных. Дмитрий Солодовников из департамента по связям с общественностью МТС уточняет, что цифры приведены без учета архивных тарифов и индивидуальных предложений для корпоративных пользователей. У "МегаФона" разнообразия больше - 100 тарифов для подключения и около 1,2 тысяч в архивном состоянии. По информации, предоставленной Александром Бахориным, в TELE2 существует около 115 тарифов. Александр уточнил, что все эти тарифы "одинаковые по сути (например, с низкой ценой на разговоры внутри сети), но отличающиеся по стоимости услуг". Впереди всех операторов с гигантским отрывом шествует "Билайн". По словам Анны Айбашевой, пресс-секретаря "Вымпелком", для абонентов Билайна на данный момент действует 4,5 тысячи тарифов. "Эти цифры включают в себя все тарифные планы, в том числе архивные, которых уже нет в продажах, но которыми продолжают пользоваться абоненты", — уточнила Анна.
Для сравнения приведу данные английских операторов. Orange предлагает 216 субсидированных телефонов и, внимание, 686 тысяч различных тарифов. O2 предлагает 152 телефона и 223 тысячи тарифов, а T-Mobile - 145 и 165 тысяч соответственно. Конечно, цифры не сопоставимы, но английские операторы наверняка считают комбинации тарифов не по базовой составляющей, а исходя из возможности гибкой настройки тарифа. Например, абонент может выбрать величину абонентской платы и самостоятельно "подкрутить" остальные параметры — количество звонков, SMS, интернет-трафика.
Между тем, ежегодно англичане тратят около 200 фунтов из-за того, что неверно подобрали тариф и превысили количество включенных в ежемесячную плату минут и сообщений. Потери российских абонентов подсчитать крайне сложно. Ведь, как известно, в России повсеместно практикуется навязывание дополнительных услуг, например, RBT, а также практически отсутствуют инструменты для гибкого управления тарифом. В одном случае у оператора есть система "личного кабинета" для абонентов, но работает она очень медленно и лишь в древнем Internet Explorer, в другом случае все работает, но детализации счета в реальном времени получить невозможно.
Впрочем, менять тариф в России — это всегда лотерея. Поэтому, вместо постскриптума я приведу слова Максима Кононенко:
"Вот мне тут посоветовали перейти на безлимитный тариф, чтобы не платить по 12 тысяч рублей в месяц за телефон.
Я перешел.
Пришел счет на 15 тысяч рублей."