Андрей Сатин — известная фигура на рынке мобильного контента, причем не только в России. Свою карьеру на VAS-рынке Андрей начал в компании i-Free, куда пришел из бизнеса системной интеграции. В 2006 году он участвовал в запуске одной из первых партнерских программ по продаже контента, а уже в 2007 перешел в компанию SMSCoin, где занимался развитием бизнеса мобильных микро-платежей и взаимодействовал с партнерами. В 2009 году Андрей начал работу с молодой компанией TV To Go и вплотную занялся стартапами. О карьере и новой профессии Андрей Сатин рассказал в интервью главному редактору Content-Review.Com Сергею Половникову.
Сергей Половников: Ты три года занимался мобильными платежами, почему ты решил перейти в другую область?
Андрей Сатин: Я не считаю, что будущее — за мобильными платежами через SMS. Все, что они могли сделать — они сделали.
Сергей Половников: Я слышу слова Кирилла Петрова в 2006 году — он так же считал тогда, что у SMS-платежей нет будущего, и, тем не менее, в последние несколько лет они стали полноценным драйвером рынка.
Андрей Сатин: В 2006 году они работали, и были актуальны именно тогда. Я считаю, что для каждой идеи — свое время. На сегодняшний день идея мобильных платежей через SMS себя уже исчерпала, и нужно что-то новое. Именно к этому «чему-то новому» мы и движемся.
Сергей Половников: А когда пришло такое осознание?
Андрей Сатин: Думаю, что года полтора-два назад я решил для себя, что нужно двигаться дальше, и нужна какая-то новая идея. Ведь я в этой сфере проработал достаточно долгое время. На моих идеях была построена партнерская программа i-Free [позже мобильные платежи были выделены в отдельную компанию Planet3]. Сегодня там многое изменилось, что-то добавилось, что-то исчезло. Также мои идеи сегодня успешно работают в компании SMSCoin.
Сергей Половников: И ты решил заняться проектом TV To Go?
Андрей Сатин: Абсолютно верно, потому что посчитал этот проект наиболее интересным и имеющим перспективу в будущем. За год моей работы в проекте TV To Go показатели хорошо выросли, у нас много идей, которые мы воплощаем в жизнь, и думаю, что к весне мы выйдем уже на мировую арену со своим сервисом.
Сергей Половников: О мобильном телевидении говорили несколько лет, говорят до сих пор и не очень-то большие надежды уже на него возлагают. Например, в Ирландии отменили конкурс по распределению частот для мобильного телевидения так как было слишком мало заявок.
Андрей Сатин: Видишь, мы не делаем мобильное телевидение, требующее отдельных частот, мы делаем IP-стриминг. Это позволяет в принципе транслировать любой видео-контент на телефоны пользователей, то есть мы осуществляем доставку контента прямо в руки. На самом деле это не мобильное телевидение, как его называют, это видео-стриминг. Поэтому нам не нужны частоты — были бы сети хорошие, а они уже построены и операторам их надо чем-то загружать. На последней конференции VAS Conference все операторы говорили: «нам нужен тяжелый контент».
Сергей Половников: Когда инфраструктура будет готова, а на руках у абонентов будут достаточно продвинутые терминалы, появится же возможность пользоваться интернет-сервисами.
Андрей Сатин: Это так, но наша технология не зависит от конечного устройства, мы можем доставлять как на телефон абонента, так и на персональный компьютер, то есть мы вполне можем продавать контент и в традиционном интернете.
Сергей Половников: Но ведь продажи контента в интернете не впечатляют.
Андрей Сатин: Я считаю, что на российском рынке все равно будет поворот в сторону общеевропейских показателей, может быть не в таком же масштабе, но все равно будет. Правообладатели уже закручивают гайки, и какое-то количество пользователей понемногу начнет платить за контент. Если учесть, что ассортимент контента и покрытие сервиса среди пользователей интернета будет расти, получится вполне серьезная сумма.
У нас много идей, и мы готовим платформу для нашего нового проекта, который будет таким же интересным и инновационным.
Сергей Половников: Ты на рынке VAS-услуг уже более пяти лет, как ты думаешь, он изменился? В какую сторону?
Андрей Сатин: Рынок стал более цивилизованным: определились основные игроки, «правила игры», операторы стали серьезно относиться к данному сегменту рынка, это способствовало увеличению проникновения услуг. Раньше большую роль играли персоналии, личности, а сегодня рынок сформировался, и на первый план выходят бренды. В самом начале нужны были идеи, они рождались конкретными людьми, и каждая идея могла выстрелить. На сегодняшний день основные идеи уже придуманы и запущены в работу, придумать что-то новое достаточно проблематично, и практически все зависит от компаний, которые уже работают на рынке. Впрочем, всегда есть исключения подтверждающие правило.
На рынке, конечно, много персоналий, которые зачастую переходят из компании в компанию. На конференциях все встречаются и общаются, не глядя на визитки, потому что более-менее друг друга знают. Но главную роль на рынке играют все-таки компании, так как уже есть специализации, известно кто и чем занимается, на чем зарабатывает деньги. У крупных компаний есть свои фишки, которых не у других, например, компания Next Media предлагает разделение по доходам от интернет-трафика у оператора МТС.
Конечно, есть люди, которые неразрывно связаны с компаниями, например, мы все знаем, что Наталья Хайтина — это аватар «Яндекс.Денег», говорим «Кирилл Петров», подразумеваем «i-Free». Естественно это персоналии, но на рынке с финансовой точки зрения уже сложились отношения именно с компаниями.
Сергей Половников: Все-таки одиночкам тоже есть место на рынке, ведь сегодня достаточно сделать приложение и закачать его в AppStore и Android Market…
Андрей Сатин: В App Store не так легко выйти, там достаточно сложна и долгая процедура согласования приложений, попадающих на витрину. В этой процедуре есть определенные хитрости и «скрытые камни», которые не видны невооруженным глазом.
Сергей Половников: А как же стартапы? Почему в России стартапы не приносят денег?
Андрей Сатин: Мне кажется, в России нет опыта работы со стартапами, такого, как на Западе, например, в Израиле. Российскому рынку стартапов необходимо пройти стадию «количество», чтобы оно начало переходить в «качество». Сегодня формируется пул менеджеров, которые занимаются именно стартапами, я принадлежу к их числу. Их начинают называть «стартап-менеджеры». Они способны вывести проект из состояния самоокупаемости в стадию зарабатывания денег. Таких специалистов, которые могут у себя в голове совместить сразу несколько сегментов рынка и выстроить схему монетизации конкретного проекта или идеи, на сегодняшний день не так много, их можно посчитать по пальцам. Мне кажется, за классическими стартапами есть будущее, но потребуется немного времени.
Сергей Половников: В чем же заключается работа «стартап-менеджера»?
Андрей Сантин: Во-первых, должен существовать человек, который будет объяснять восторженным стартаперам, почему у них ничего не получится, а во-вторых, задавать правильные вопросы, один из которых весьма банален: «А где деньги?» Самое главное, «стартап-менеджер» должен хотя бы в голове представлять, где эти самые деньги в действительности находятся. Сегодня есть много юношей с горящими глазами и безумными идеями, и должен быть кто-то, кто возьмет их за руку и под жестким контролем привести их к состоянию рабочего проекта.
Мне очень помогает опыт, накопленный с годами работы в сфере мобильных платежей. Мы с компаниями SMSCoin и i-Free прошли весь путь в интернете по монетизации всех возможных проектов, от создания сервиса как такового и до объяснений нашим партнерам, как сделать так, чтобы денег было больше. Я уверен, что задача компании-монетизатора, крупного партнера — воспитание и помощь своим партнерам в бизнесе, это стратегия win-win.