Два блогера, активиста социальных сетей, по просьбе рассуждают о недобровольном походе депутатов и чиновников к потенциальным избирателям «ВКонтакте».
Антон Меркуров — эксперт Institute for State Ideologies (UK)
Депутат Госдумы, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель решил сделать ход конем и проявил инициативу: в социальной сети «ВКонтакте» появилась пара сотен страниц депутатов — членов партии «Единая Россия». Главные аргументы — «провокация дискуссии» и «возможность общения с молодой аудиторией». Первый пункт мы можем считать состоявшимся, учитывая количество публикаций, которое вызвал этот ход. Второй же следует рассмотреть подробнее.
Для начала возьмем «ВКонтакте». Тот факт, что Facebook активно забирает российский рынок и местную аудиторию, сильно напряг администрацию крупнейшей в России социальной сети. Отсюда и появление Владислава Цыплухина — безусловно, очаровательного пиарщика; отсюда и динамичное развитие, смена «стены» на «микроблог»; отсюда и визиты одного из основных акционеров Льва Левиева в Москву и появление его на публике. Напомню, что еще в прошлом году мало кто знал, как выглядит господин Левиев. И то, что у «ВКонтакте» есть свой PR-департамент, для многих стало новостью. Естественно, такое внимание к рынку не обошло стороной господина Шлегеля — сложно не поддаться.
А теперь возьмем «Единую Россию», со всей ее малопрофессиональной тусовкой, которой надо показать активность и открытость обществу. И вообще что-то показать. Не важно, будет это иметь практические последствия или нет, — важно, что есть «дискуссия». О практических применениях и результатах тех или иных инициатив говорить не то чтобы рано — нет смысла. Ибо если бы целью была не «дискуссия», а реальная доступность тех или иных государственных лиц, пути были бы другие.
Практическая плоскость применения социальных сетей типа «ВКонтакте» и Facebook, несмотря на их популярность, ограничивается нашими с вами личными коммуникационными потребностями. Т. е. формально, для мелкого узкоцелевого PR оно работает, хоть и отнимает много сил. Для какой-либо публичной деятельности ни та ни другая сеть абсолютно не подходят.
Причины, по которым «ВКонтакте» и Facebook нельзя считать полноценными коммуникационными инструментами, на редкость банальны: это и закрытость персональных аккаунтов, и скрытая переписка, и сложность мониторинга, и дикое неудобство коммуникации с потребителями. Да, на Facebook есть страницы, да и во «ВКонтакте» есть аналогичные инструменты, но их практическая польза не в коммуникации, а в доставке информации. Цель, которую преследует господин Шлегель, — коммуникация — логичная и правильная. Но в данном случае целеполагание не сработает.
Так как примерами интернет-деятельности Никиты Белых или Олега Чиркунова скоро почтенную публику вконец замучают, будем рассматривать кейс чиновника на главном представителе братии — президенте РФ. Причины, по которым Дмитрий Анатольевич сидит в Twitter и LiveJournal, банальны и находятся за пределами моды и личных вкусов. Что тот, что другой сервис отлично мониторятся. Не нужно специальных программ, чтобы отследить, что пишут президенту, думают про президента — или вовсе не думают. Сами записи тоже доступны и зарегистрированным пользователям, и не очень. Любой сотрудник СМИ, что актуально, может добавить что Twitter, что LiveJournal нашего с вами Гаранта себе в RSS-ридер и наслаждаться потоком поступающих мыслей. Что Twitter, что LiveJournal именно для этого и сделаны.
Роберт! Читая этот пост, вы можете сделать нелогичный вывод: а сейчас мы заведем всем депутатам Twitter и LiveJournal —и счастье наступит. Однако нет. И тут как раз открывается единственное преимущество коммуникации через «ВКонтакте»: если вдруг чиновник напишет глупость (что, учитывая текущий уровень интернет-образования, более чем вероятно), в случае использования открытых ресурсов это мгновенно станет достоянием общественности. В случае с закрытыми — есть шанс, что останется за закрытыми дверями.
Так что же делать, спросит публика и депутаты, которым необходимо коммуницировать с потенциальными избирателями. Учиться общаться в сети. Сервис и платформа — не решение проблемы. Сама по себе социальная сеть, будь то Twitter, Facebook, LiveJournal, «ВКонтакте», МойМир, МойКруг, МойБрат_и_Сосед, ничего не даст. Решение — в практике онлайн-коммуникаций, а ее можно приобрести только методом проб и ошибок. Пусть пройдут тест открытой, немодерируемой дискуссией — тогда можно говорить о Twitter и прочих LiveJournal. Пока не прошли — прав Алексей Чадаев: чиновникам в интернете делать нечего.
Алексей Гиязов — выпускник философского факультета Петербургского госуниверситета
1 ноября «ВКонтакте» появились странички всех депутатов Госдумы от «Единой России». Причем избранники народа узнали об этом постфактум, из СМИ. Оцифровку коллег втихушку провернул депутат Шлегель, недавний активист движения «Наши». Перестарался. Самый молодой депутат Госдумы Шлегель рискует получить от коллег по шее. И по рукам, которые вбивали на клавиатуре имена депутатов.
В своем блоге Шлегель надеется, что матерые единороссы теперь полезут «ВКонтакт». Чтобы узнать о бедах и переживаниях избирателей, «молодых людей из отдаленных регионов». А еще депутаты засядут в виртуальную приемную и будут выслушивать жалобы граждан, рассуждает Шлегель. Электронную приемную молодой депутат также «прикрутил» к «ВКонтакте». «Каждому из депутатов выслано письмо с логином и паролем, которые они смогут сменить, как только войдут в свой аккаунт… На мой взгляд, присутствие парламентариев в социальных сетях упростит возможность общения и сократит расстояние между депутатами и избирателями», — пишет Шлегель.
О чем думает этот оцифровщик? В каком виртуальном мирке обитает Роберт Шлегель? В реальном мире депутаты-единороссы не торопятся выслушивать избирателей-пенсионеров из близлежащих регионов. О каких молодых людях из дальних уголков страны идет речь?
Если депутаты не смогут сами вести странички «ВКонтакте», за них это сделают помощники, рассуждает Шлегель. Каждый депутат вправе содержать по сорок пять помощников, пятерых на зарплате и сорока на общественных началах. Глядишь, кто-нибудь из сорока пяти «разбойников» возьмется отвечать в социальной сети, продолжает юный депутат. Именно здесь Шлегель может столкнуться с реальностью, которая ударит его по рукам. Тема с депутатами «ВКонтакте» сочно разошлась по СМИ, теперь журналисты будут придирчиво сканировать аккаунты народных избранников в социальной сети. Подсчитывать, кто увильнул от общения с избирателями, а кто отрабатывает на совесть.
Как известно, Дмитрий Медведев любит интернет, трепетно и благосклонно относится к госслужащим, которые ведут блоги. И тут такая бомба — три сотни депутатов появляются в сети! СМИ жадно тиражируют тему! «Тут нельзя упасть лицом в грязь, раз уж начали, пусть доводят до конца», — может распорядиться президент. В этом случае депутатам спустят инструкцию — общаться в социальной сети надо. А им это надо? Депутатов на заседания Государственной думы приходится волоком притаскивать: вспоминается сюжет на телеканале РЕН, когда 88 депутатов носились по залу и нажимали кнопки для голосования. Тогда 88 человек сымитировали работу 449 депутатов.
Теперь единороссам придется чесать затылок — думать, где взять людей, которые будут носиться по «ВКонтакте» и имитировать деятельность 315 депутатов, столько у «Единой России» представителей в Госдуме. И главное, где взять деньги на оплату квалифицированных «имитаторов». Такую головную боль (а кому-то колики и даже несварение) подарил коллегам депутат Шлегель. Зря он это сделал. Боюсь, матерые единороссы заставят его одного носиться по «ВКонтакте» и общаться с избирателями от лица всех трехсот народных избранников. За бесплатно.