Сегодня, наверное, только очень упертый поклонник продукции компании Apple не признает очевидного факта — iPhone уходит в прошлое. На смену iPad на рынок выходят новые устройства, а iPod давно уже стал просто дорогим медиаплеером. Из мелочей складывается общая картинка, которая вряд ли радует Стива Джобса и его последователей. Красивая сказка, начавшаяся несколько лет назад, близится к своему завершению, и вопрос лишь в том, кто первым осмелится закричать: «а король-то голый!».
Был такой телефон, Motorola Razr V3. Подробно о феномене Razr рассказал Эльдар Викторович, я лишь позволю себе заострить внимание на нескольких моментах. Когда телефон выходил на рынок, в нем было несколько мегабайт памяти, убогая фотокамера и ограниченный функционал. Но модель стала хитом, несмотря на то, что абсолютно не соответствовала тому, что показывалось в рекламе. Вы ведь помните ее, с девушкой, которая берет в руки телефон, а в нем — все на свете, и телевизор, и органайзер, и проигрыватель музыки. Но надо признать — для Motorola Razr V3 все технические вещи важны не были. На первом плане стояли: статус, дизайн и относительная доступность. При цене в 1000 долларов, а именно столько в самом начале стоили эти телефоны, покупатель получал в руки коробку из алюминия, которая уже сама по себе была предметом искусства. В коробке лежал телефон — супертонкая раскладушка, не имевшая аналогов на рынке. Человек с Motorola Razr V3 сразу получал ореол некой особенности, святости, для небогатых студентов этот телефон был пределом мечтаний.
Ничего не напоминает? Первый iPhone не умел отправлять MMS, не умел работать с несколькими приложениями одновременно, не было даже AppStore и возможности редактирования с помощью «копипасты». Но был умопомрачительный дизайн, интерфейс и относительно доступная цена. Владельца iPhone сразу окружали те, кто хотел прикоснуться к чему-то божественному, неизведанному. Представляете, можно было пальцем перелистывать фотографии — уму непостижимо!
Чем закончилась история с Razr для Motorola, думаю, напоминать не надо — компания только в последнее время начала медленное возрождение из пепла. В бездну забвения она окунулась по простой причине — Razr так хорошо продавался, что не было причин думать о новых телефонах. Правда, через год все производители наловчились выпускать раскладушки не толще Razr, да к тому же они были оснащены гораздо более функциональной начинкой. В конце своего существования Razr пытался обновиться, добавлялись слоты для карт памяти, менялись процессоры и камеры. Но мир уже изменился. И Motorola потеряла не просто первые позиции, она потеряла практически все.
Для того, чтобы выпустить аналогичные iPhone телефоны производителям понадобилось чуть больше года. Через пару лет появился Android. Сегодня Android — номер один в США, он умудрился потеснить даже BlackBerry, что, в принципе, не удавалось даже iPhone. Лидеры производства смартфонов поголовно переходят на Android, и даже Nokia косится на него, хотя и боится стать «финскими мальчиками, писающими в штаны, чтобы согреться». Правда, писать все равно придется — слишком уж все быстро завертелось. Преимуществ перед топовыми Android-телефонами у iPhone по сути нет. Как и прежде, все, чем может похвастать Apple, это дизайн, понты и ореол сопричастности к великому.
Меня часто обвиняют в излишней резкости, нетерпимости, даже фанатизме. Но для меня вся аудитория, пользующаяся i-девайсами, разделена на группы. Первая не очень-то нуждается в деньгах, представители этой группы могут себе позволить экспериментировать и выбирать интересную для них платформу. Заметьте, не «тестировать», а экспериментировать — невозможно оценить удобство использования просто подержав в руках, пусть и на протяжении месяца, устройство. Когда ты платишь за что-то деньги, отношение к этому объекту совершенно иное. Есть среди моих знакомых и те, кто пользуется техникой Apple по причине удобства, именно для них, а не вообще. Действительно, можно и левшу правшей сделать, если заставлять его пользоваться «тем, что есть». Но зачем себя насиловать — не понятно.
Вторая группа — это те, кто пользуется i-девайсами не потому, что всю жизнь пользовался техникой Apple, а потому, что это очень модно. Это клево. Это стиль жизни. Ну и что, что iPhone подержанный, ну и что, что iPad не влазит в карман, ну и что, что пришлось брать кредит. Зато теперь он — властелин галактик, а все остальные просто «не понимают», а для того, чтобы понять обязаны попробовать. И, конечно, восхититься.
Но оставим все эти крайне субъективные эмоции за скобками. Давайте попробуем сравнить, что дает нам Apple, и что дает Android. В качестве ремарки — рассматривать Symbian и прочую BAйDA я даже не хочу, не надо смешить народ, а то он еще про MeeGo вспомнит. У обеих систем — большая экосистема для разработчиков, есть удобные магазины приложений, налажен процессинг оплаты. Обе системы обеспечивают многозадачность, пусть у одной из них она если и есть, то с приставкой «псевдо». Обе системы имеют схожий интерфейс для пользователя. По сути, они идентичны. С одним маленьким «НО». iPhone на рынке только один, тогда как телефонов Android на рынке — десятки. Цена iPhone колеблется в районе 1000 долларов, нижняя ценовая планка телефона с Android 300 долларов, а благодаря МТС скоро она упадет до 200-250. Разговоры о камерах и их возможностях — это, простите, детский сад. Кому захочется сделать фотографию, тот вряд ли будет снимать на мобильный телефон. Какой бы камерой он не обладал. Коммуникационные возможности? Напомнить про пресловутую антенну и оправдание «вы его не правильно держите»?
Одними из последних аргументов адептов i-устройств обычно является отсылка к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, мол, президент наш не может ошибаться. Позвольте выдвинуть встречную гипотезу. Президенту нашему глубоко фиолетово, что у него за телефон. На момент начала его публичной жизни у него был iPhone, сейчас любая смена трубки — неосознанный PR соответствующей компании. У президента, кстати, и аудиотехника неплохая, когда он недавно пил молоко с другом Владимиром, в кадр попала стойка с его оборудованием на 150 тысяч долларов. Следуя логике, всем, кто так усердно кивает на президента срочно нужно выкроить столь мизерную сумму и докупить технику себе домой.
Если сегодня выпустить Razr V3 с навороченным дисплеем, видеокамерой и даже сенсорным экраном, вряд ли он заинтересует кого-то кроме членов соответствующей секты. Каждому телефону, каждой идее, каждой концепции отведен свой промежуток времени. И если вовремя не понять, что топтание на месте ведет к забвению, — случится то, что уже случилось с Motorola несколько лет назад и с компанией Apple на рубеже 90-х. И никакой Стив не поможет.