Строительство сетей LTE в России — вопрос решенный. Вне зависимости от того, появятся опытные зоны LTE в этом году или в следующем, операторам придется решать одну из главных проблем — возврат инвестиций за счет новых сервисов. Положение усугубляется тем, что LTE — это сеть передачи данных, а значит, операторам для эффективного возврата инвестиций придется вступить в жестокую борьбу с сервисами интернет-телефонии, в первую очередь Skype и Fring, которые угрожают уничтожить главную статью дохода операторов — голосовую связь.
Сегодня проблема интернет-телефонии не кажется серьезной. Действительно, для ее использования требуется преодолеть массу преград, но в свое время и приложения в мобильном телефоне были своеобразной экзотикой. До тех пор пока не появился iPhone, который в одно мгновение сделал мобильные приложения удобными и востребованными. Появится ли с развитием сетей LTE телефон от Skype, который позволит звонить по VoIP через сеть LTE без дополнительных усилий со стороны абонента, это вопрос времени. Операторы предпочитают не ждать его появления, а наносить превентивные удары.
«Сервисы интернет-телефонии фактически паразитируют на сетях сотовых операторов. Естественно, мы не можем конкурировать с теми, кто не вкладывает ни копейки в построение сетей, а пользуется чужой инфраструктурой», — объясняет Павел Ройтберг, директор по продуктам МТС. Действительно, интернет-сервисы развивались в условиях иной бизнес-модели интернет-провайдеров — предоставления неограниченного доступа к сети Интернет, тогда как операторский бизнес исходит из отдельного ценообразования для каждого сервиса. Виктор Маркелов, директор по продуктам «ВымпелКома», считает, что «оператору очень важно, чтобы в новых условиях его бизнес не стал «трубой» для передачи данных, надо, чтобы это была «умная труба». «Задача телекома сейчас состоит в том, чтобы научиться совершенно иному ценообразованию», — говорит он.
Директор по продукту Tele2 Роман Володин объясняет: «Мобильные операторы — это, по сути, «труба» в соединении с сервисами, предложениями, тарифами. Главное — грамотное использование ресурсов и поиск решений в интересах абонента». Первый заместитель генерального директора «МегаФона» по операционной деятельности Валерий Ермаков уверен, что будущее — за мобильным широкополосным доступом: «Миграция в передачу данных — это естественный процесс. Она уже сегодня играет ведущую роль в выручке операторов. Тарификация при этом гибко меняется, качество и ассортимент услуг растут, поэтому пользователь от этого только выигрывает».
Сервисы в LTE — это, по сути, интернет-сервисы, но их бизнес-модель в корне отличается от операторской. В ценообразование Skype не заложены расходы на строительство сети, и вполне логично, что операторы не хотят делиться своей инфраструктурой бесплатно. «Интернет-телефония — пример того, как интернет-мир вторгается в мир телекома. Здесь традиционная телеком-модель, основанная на традиционной же экономике, с инфраструктурой и инвестициями перестает работать», — утверждает Виктор Маркелов. Павел Ройтберг видит решение проблемы в введении новых тарифов, в которые будет включен «налог на Skype»: «В краткосрочной перспективе мы будем контролировать использование интернет-телефонии, например предложим тарифный план, который будет предусматривать возможность использования этого сервиса без ограничений».
Каннибализация голосовой связи интернет-телефонией в сетях LTE неизбежна, но операторы уверены, что новые сервисы позволят получить дополнительный доход. Роман Володин считает, что у сервисов «появится дополнительный функционал, связанный с упрощением и увеличением скорости передачи данных, мобильностью». В этом случае передачей данных будут пользоваться не только абоненты, но и другие мобильные устройства, например автомобильные навигаторы и медиаплееры. «Появятся медиаплееры, которые поддерживают потоковое музыкальное вещание. Думаю, пилотные проекты в этой сфере появятся уже в следующем году, — рассказывает Павел Ройтберг. — С автомобильными системами немного сложнее. Здесь все зависит от самих автопроизводителей, как быстро они смогут сменить автомагнитолы на более современные». Валерий Ермаков считает, что говорить о новых сервисах пока рано: «Через полтора-два года появятся телефоны, поддерживающие четвертое поколение. Тогда можно будет говорить о том, возникнут ли новые сервисы, характерные именно для LTE». Виктор Маркелов видит будущее мобильных сервисов в интеграции с интернет-сервисами: «Это правильная тенденция, потому что мобильный телефон становится все больше мобильным компьютером».
Интернет-телефония является не самым трафикоемким сервисом в сетях LTE. По оценкам аналитиков, наибольшую часть в структуре интернет-трафика на сегодняшний день занимает видеоконтент. Это и сервисы потокового вещания, например YouTube, и просмотр видеофильмов. Операторы планируют не отставать от тенденций и делают упор на тяжелые контент-сервисы. «Мы будем двигаться в сторону, — рассказывает Виктор Маркелов. — Грани [между мобильными и интернет-сервисами] в любом случае стираются, и можно предоставлять либо чистый доступ, когда абонент сам разыскивает ту информацию, которая ему нужна, а можно предлагать какой-либо контент. Мы будем заниматься и тем и другим так же, как мы занимались этим в WAP. Концептуально модель не меняется, речь идет о все более тяжелых сервисах и интеграции с традиционным Интернетом».
Павел Ройтберг считает, что видеоконтент не является конечной точкой в эволюции сервисов: «Смена лидеров среди контента происходит постоянно. Это нормальный эволюционный процесс. Мы прекрасно понимаем, что будущее — за интернет-сервисами, и именно поэтому начали экспериментировать в интернет-пространстве. Один из наших наиболее успешных проектов — «Омлет.ру» — легко масштабируем под новые технические решения. Мы стараемся не стоять в стороне, но принимать активное участие в развитии новых мобильных интернет-сервисов». По мнению Романа Володина, все не так радужно: «В случае с передачей видео и аудио серьезную роль играет позиция правообладателей, которые тоже сталкиваются с новыми условиями и потребностями абонента». В начале этого года один из операторов закрыл собственный музыкальный сервис, в рамках которого абоненты могли неограниченно скачивать музыкальные треки. Эксперты убеждены, что сворачивание такого сервиса было связано с низкой рентабельностью: оплата авторских прав на весь каталог крупнейших правообладателей, таких как Sony и Universal, не окупилась.
По данным AC&M Consulting, к концу 2010 года доходы от передачи данных составят 9% всей выручки операторов, при этом уже сегодня операторами продано 6 млн модемов, то есть практически каждый третий пользователь Интернета в России сегодня выходит в сеть с компьютера, подключенного к сотовой сети передачи данных. С запуском сетей LTE количество устройств, использующих M2M-соединение, серьезно увеличится, что позволит операторам стать абсолютно универсальными. Валерий Ермаков видит тенденцию, «когда компании связи превращаются в универсальных операторов, которые предлагают весь набор телекоммуникационных услуг, востребованных конечным пользователем». «Это и традиционная голосовая связь, и мобильный широкополосный доступ, и все современные сервисы, предоставление которых возможно на их базе», — говорит он.
LTE позволит увеличить проникновение в Интернет за счет охвата регионов, где строительство сети традиционного ШПД затруднено или невозможно. Роман Володин сравнивает развитие мобильных сетей передачи данных с тем, как развивался фиксированный доступ в Интернет: «Развитие не остановилось на ADSL. Трудно сказать, что первично: полоса или потребность, но трафик растет, и оператору следует развивать технологии, увеличивать емкость, при этом имея и находя возможности для возврата средств». Возврат инвестиций — основная головная боль операторов, но аналитики прогнозируют, что в долгосрочной перспективе доходы от передачи данных в сотовых сетях превысят доходы от голосовой связи. «Как только передача данных станет приносить больше доходов, чем голосовая связь, мы изменим приоритеты», — подчеркивает Павел Ройтберг. «Если взять сегодня рынки ШПД и персональных компьютеров, то у нас проникновение последних в три-четыре раза меньше, чем в США. Дело не в том, что люди не могут себе купить компьютер, а в том, что у них нет возможности подключиться к сети. Недорогой и эффективный доступ в Интернет кардинальным образом изменит эту ситуацию — именно такого результата мы ожидаем от 4G», — подытожил Валерий Ермаков.
Сергей Половников, специально для РБК daily, 01.10.2010