Покупка Crazy Frog: Руперт Мердок сделал шаг на встречу мобильному будущему

Руперт Мердок, владелец News Corporation, в очередной раз сделал шаг, о котором говорили многие, но не решались сделать его первым. На прошлой неделе он существенно усилил свои позиции на мобильном рынке, потратив почти двести миллионов долларов на приобретение компании Jamba, создавшей всем известного Crazy Frog’а.

Огромные инвестиции News Corporation в рынок мобильного контента стали сигналом к повышению курса акций практически всех компаний на этом рынке. Становится заметно нарастание ажиотажа, чем-то напоминающего об аукционах 3G конца 90-х.

Медиагигант приобрел 51% акций компании, создавшей Crazy Frog, всего за 199 млн. $. News Corporation планирует интегрировать Jamba в свою компанию Fox Mobile Entertainment и продавать мобильный контент, так же как создавать новый в других форматах.

«Люди годами говорят о мобильном маркетинге, однако это серьезное подтверждение важности этого явления», - комментирует Джемин Эдис, главный менеджер по стратегии работы Accenture по медиа и развлечениям. – «Многие компании были восхищены возможностями нового поколения телефонов, однако абонентам было все равно. Теперь ситуация изменилась».

Тем не менее, Эдис опасается, что рынок по-прежнему нестабилен и непредсказуем. Он предсказывает, что должно пройти еще по крайней мере два года, прежде чем устаканятся понятные и простые бизнес-модели.

«Мы знаем, что абонентам нравятся SMS и рингтоны. Но понравится ли им мобильная музыка? Радио? Телевидение? Реклама? Мы не знаем. Есть лишь прогнозы, однако их никто не может подтвердить, никто не уверен в результате», - добавил Эдис.

Крупнейшие игроки только ждут звонка для действия. Microsoft, к примеру, запустил сервис, который позволяет абонентам пересылать кусочки эфира своим друзьям. Тем временем ITV пытается заработать на продаже видеоклипов «за сценой» по мотивам своих популярных телешоу, таких как «The X factor». Они заключили договор с оператором «3», который предоставил инфраструктуру для трансляции этого шоу абонентам. И BT совместно с Virgin запустили сервис BT Movio, который позволяет абонентам смотреть телевидению на мобильном телефоне.

Последние исследования подтверждают, что новости, мыльные оперы, музыка и спорт становятся самым популярным контентом в сетях третьего поколения. У клиентов большой интерес к контенту, созданного другими пользователями. Примером может послужить сервис SeeMeTV, который зарегистрировал в предыдущем месяце около 1 миллиона обращений.

Но что действительно предсказуемо, так это рост спроса на эротический контент. Juniper Research предсказывает, что объем рынка в этой области к 2011 году достигнет 3,3 млрд. $.

Так или иначе, по мнению Томаса Хассона, аналитика мобильного рынка в Jupiter Research, рынок не будет стабилен, пока все его участники не будут поддерживать мобильные каналы.

«Владельцы контента, другими словами, телевещатели, пока не согласны разделять риск», - объясняет Хассон. – «Мы пока не можем похвастаться окупаемостью контента, создаваемого специально для мобильных телефонов. Однако, мы уверены, что в ближайшие несколько лет это случится»

Операторы, такие как «3», ускоряют данный процесс, спонсируя создание контента для мобильных телефонов. К примеру, в этом году он запустил конкурс «3 pilot pitch», предлагая 50 тыс. фунтов инвестиций в лучшую идею в сфере мобильного контента.

«3» так же проводит работу в сфере разработки жизнеспособных моделей для рекламодателей. Они, конечно, заинтересованы в мобильном рынке, но их ограниченный интерес начинает увеличиваться. На прошлой неделе Coca-Cola, General Motors, Gillette, Nike и Toyota спонсировали тестовый запуск мобильного телевидения, организованный T-Mobile и EMI.

Директор по маркетингу «3» Грэм Оксби считает, что мобильный мир требует уникальных форм рекламы. «Она должна не быть назойливой, и не мешать пользователям делать то, что они хотят», - подчеркивает Оксби. – «Вот почему я не верю, что абоненты позвонят сразу, как услышат рекламу».

Пока мобильная реклама становится реальным способом достичь поколения iPod, контент на самом деле интересует практически всех.

По мнению Оксби, одним из самых эффективных способов сегодня является вставка рекламы в начале и в конце клипа в виде полноэкранного баннера, как это сделал Budweiser в рамках спонсорства мобильного контента во время чемпионата мира по футболу.

Множество барьеров препятствует реализации потенциала мобильной рекламы. Одним из них является отказ актеров и музыкантов, что препятствует трансляции контента с их участием. Институт практиков-рекламщиков сейчас исследует эту проблему и планирует найти выход из сложившейся ситуации уже в следующем году.

Другим препятствием является то, что лишь 9% абонентов в Англии имеют телефон третьего поколения, что объясняется статистикой – англичане меняют телефон в среднем один раз в полтора года.

Неудивительно, что рекламодатели попридержали коней. Последний опрос, проведенный компанией Accenture, показал, что лишь 53% директоров по маркетингу заинтересованы в мобильной рекламе, но лишь 5% предусматривают бюджет на нее.

На самом деле, большинство рекламодателей размышляют на тему, как они могут получить прибыль от мобильной революции. «Для меня это самый главный вопрос, который пока остается без ответа», - сетует Эдис. – «Я понимаю финансовый интерес операторов, провайдеров и правообладателей. Но для рекламодателей это пока лишь «дикий Запад».

«Ведутся разговоры о локализованной, таргетированной рекламе, но пока это всего лишь мечты», - добавил Эдис. – «Я считаю, что действия в этой сфере таких компаний как Coca-Cola сегодня лишь PR, а не просчитанные действия».