В виртуальном мире можно покупать всё — от одежды для аватарок до шкаф-купе и квартир. Смекнув это, азиатские соцсети, кажется, нашли настоящее золотое "эльдорадо".
Действительно, деньги и продукция могут быть виртуальными, но прибыль получается вполне себе «реалистичной». Посудите сами: китайский студент Тен Шенронг тратит 20 юаней в месяц ($2.90) на покупку новой одежды для своего виртуального питомца пингвина, игру в QQ и общение в одной из самых популярных сетей Qzone. Сумма в общем-то небольшая, но каждый фен (1/1000 юаня) — это ещё одна капля в море доходов компании Tencent Holdings, принадлежащей Qzone. Вопреки даже финансовому кризису доход компании по сравнению с 2008 годом вырос на 85%.
«Мировая экономика пасёт задних, а у них всегда всё хорошо. А знаете почему? Qzone делает миллионы всего из нескольких центов, принадлежащих гражданам всего мира», — объясняет Бенджамин Джоффе, главный интерент-консультант фирмы Plus Eight Star.
Согласно Plus Eight Star, на виртуальные шмотки и компьютерных зверюшек жители азиатского континента ежегодно тратят 5 миллиардов долларов. При этом покупки осуществляются с помощью таких веб-сайтов, как Qzone, Cyworld в Южной Корее и ориентированного на мобильных пользователей сайта Gree в Японии, а это 80 процентов мирового рынка виртуальной продукции.
«Социальные сети — это один из способов сплотить людей вместе, но если ты хочешь хорошо зарабатывать, начни с торговли. Вот социальные сети и смекнули, что люди согласны платить за контент, связанный с эмоциями, личным статусом и развлечениями», — сказал Джоффе.
Из всех виртуальных продаж в Азии около 80 процентов приходится на прокачку онлайн-игр, например, покупку удочек для симулятора рыбалки Tsuri Star 2. На оставшиеся деньги пользователи апгрейдят аватары в социальных сетях.
Западные конкуренты азиатов Myspace и Facebook уже давно заметили, каким потенциалом обладают виртуальные «бабки». Безусловно, такие методы монетизации — это хороший способ получения живой выручки.
Правда, из более чем 1 млрд. долларов дохода в год выручка от рекламы в Tencent Holdings составила всего 13 процентов. То есть сеть живет по большей части за счет платных сервисов. На Западе другая ситуация, ведь без рекламы Facebook и My Space просто перестанут существовать.
Отчасти, популярность виртуальных активов в социальных сетях объясняется высокой конкуренцией на рынке онлайн-рекламы, которая побуждает азиатских бизнесменов к поискам новых способов дохода. Большую роль здесь играет и национальный менталитет. В Азии игры пользуются спросом среди взрослых, на Западе ими увлекаются дети. Более того, взрослые игроки не желают быть простыми «обывателями жизни» без виртуальной прокачки своего героя или аватара в сети. Азиатские сети довольно специфичны, но об активности их пользователей слагают легенды. В Qzone, например, число активных пользователей превысило 228 миллионов — и это без учёта «случайных гостей». Cyworld утверждает, что 90 процентов жителей Южной Кореи являются членами социальной сети. Каждый месяц к ним присоединяются ещё 23 миллиона человек.
Подобно своим западным двойникам, азиатские социальные сети предоставляют своим пользователям возможность сидеть в чатах, играть в игры и обмениваться фотоснимками. Безусловно, свою лепту доходов вносит и реклама, но подобные сайты живут и развиваются именно благодаря юзерским продажам. Купив себе аватарку, пользователи пускают деньги в оборот, покупая цифровые товары, игры или обновления. Данный механизм был позаимствован с Запада, но теперь коллегам азиатских сетей не угнаться за своими конкурентами.
Habbo, социальная сеть для подростков, принадлежащая компании Sulake (Финляндия), продаёт виртуальную одежду и мебель. Тем временем, популярная игра «фейс-буковцев» Pet Society даёт возможность всем пользователям не только выращивать виртуальных питомцев, но и покупать для них еду и аксессуары — разумеется, тоже виртуальные. Playfish, создатель Pet Society, утверждает, что каждый месяц в её детище играет 47 миллионов человек по всему миру.
Не в новинку для азиатского континента и виртуальная аренда и сдача в наём. Хотите взять напрокат скины корейских бейсболистов? Обращайтесь в Cyworld!
Успех восточноазиатских сайтов резко контрастирует с ростом разочарований и оттоком пользователей по эту сторону океана — в Facebook и Myspace, где вопреки продолжающейся медийной пропаганде, число недовольств и претензий лишь увеличивается, а основной источник доходов как и прежде — реклама.