Если судить по последним новостям из App Store, "яблокомпания" совершенно распоясалась, взяв на себя роль и следователя, и обвинителя, и судьи, и присяжных в деле определения что можно и что нельзя для населения планеты. Компания направо и налево раздает отказы в размещении программ и банит разработчиков, пользуясь целым арсеналом "красивых" отмазок. И скандал с Google Voice, который стал самым громким за последнее время и благодаря которому Эрик Шмидт, глава Google, покинул совет директоров Apple, лишь подтверждает, что Apple взяла на себя полномочия морального и правового суда, поправ традиционные для США ценности свободы мысли и самовыражения.
Набор самых популярных "отмазок" Apple включает в себя несколько "бронебойных" аргументов: "эта функция у нас уже есть" (до свидания свободная конкуренция, здравствуй классическая монополия), "если это разрешить, то кто-нибудь МОЖЕТ нарушить ЧЬИ-НИБУДЬ права" (fair use, говорите? Да все вы воры грязные — и прощай презумпция невиновности) и, наконец, "а вот этим вы МОЖЕТЕ КОГО-НИБУДЬ обидеть" (да-да, кругом оскорбительные, дискредитирующие программы, которые нужно жестко банить). Примеров волюнтаристской политики Apple ни счесть. Приведем лишь несколько наиболее одиозных случаев.
В сентябре прошлого года Apple забанила приложение Podcaster на том основании, что оно "дублирует функциональность iTunes". Американскому и европейским антимонопольным регуляторам впору уже переключать свое внимание с многострадальной Microsoft, которую уже не первый год словно сидорову козу дерут за встроенные в ОС браузер и проигрыватель. Почему бы, следуя этой логике, не обратить внимание на то, что Apple в свою "мак-ось" включает целых легион собственных программ, а из App Store исключает любые конкурирующие продукты для своих гаджетов? Бойкие ребята из FCC (Федеральной комиссии по связи), по-видимому, первыми протрезвев от уикендовских суперсайз-порций будвайзера с начосами, наконец-то решились взять Apple за мягкое место, потребовав объяснений по делу с Google Voice. И боюсь, только связистами дело не обойдется. Вспомним еще пару случаев.
В мае этого года Apple забраковала приложение Бенджамила Кейла, которое позволяло переделывать личные фотографии в портреты, напоминающие Иисуса Христа. "Приложения не должны содержать непристойное, порнографическое, оскорбительное или дискредитирующее содержание", — отмазались тогда цензоры из "ябло-компании". Спору нет, американцы — нация очень религиозная, но при этом также и одна из самых терпимых, да и давно уже не такая христианская, как на "благодарственных" фуршетах пассажиров "Мэйфлауэр". С каких пор Apple стала цитаделью добродетели и оплотом воинствующих христиан-неоконов? И это в то время, когда по всему миру церковь спокойно закрывает глаза на гомосексуальные браки, а англиканская церковь, к примеру, даже проводит рекламные кампании, популяризуя христианство весьма неоднозначными акциями (вроде того, что Христос первый сделал пирсинг — так последуй за ним!).
Наконец, на днях в сообществе ru_iphone в LiveJournal появилось сообщение о том, что Apple забанила одну из популярных книжных читалок. "Weve reviewed i2Reader 3.0.1 and determined that we cannot post this version of your application to the App Store at this time because this category of applications is often used for the purpose of infringing third party rights". Если следовать нормам американского — прецедентного — права, необходимо заключить, что любые программы, посредством которых можно слушать музыку, смотреть кино, читать книги — то есть обращаться к любым формам цифрового контента — следует забанить, а их разработчиков сразу посадить в тюрьму за содействие виртуальным преступникам, попирающим авторские и смежные права голодающих артистов на мейбахах и президентов мейджоров, летающих на персональных самолетах. По-видимому, цензоры из Apple окончательно подвинулись на своих мессианских идеях, растеряв по дороге из своих уютных особнячков в Купертино последние остатки и совести, и здравого смысла.
Надеяться на то, что цепные "ябло-псы" Стива Джобса одумаются, нелепо и наивно. К сожалению, мировая экономика еще не нашла более действенного способа осадить зарвавшегося монополиста чем выбить из легких воздух мощным апперкотом конкуренции. Этот аргумент работает без исключений — и тот, кто не готов перестроить свое мышление, обречен на загнивание и, как финал, на тихую, незаметную смерть в забвении. "Яблофилия", которую так успешно оседлали сподручные Джобса, долго не продлится: кривая успеха всегда циклична — лидеру всякий раз нужно доказывать свое первенство, и не всякий раз успех идет с ним рука об руку. Да и есть еще кому подрезать крылья задавалам из Купертино. Талантливые европейцы (в первую очередь, финны) совсем еще не утратили задор, мощным фронтом шагают корейцы, наконец, трудолюбивые китайские "муравьи" готовы, без сна и покоя, пахать, чтобы скопировать все лучшие идеи, доведя их до совершенства силами японских инженеров, скупленных на деньги китайского правительства. И все вместе настроены оторвать от пирога передовых мобильных гаджетов столько, сколько позволят челюсти. И это тот редкий случай, когда я не на стороне новичка и пионера, коим еще пару лет назад казалась Apple. Дави монополистов, ребята!