Разрешите признаться в страшном грехе? Я покупаю музыку. Да, по 2 доллара за трек. Можете считать меня ренегатом. Честное слово, могу выписки с кредитной карты предоставить в качестве доказательства. Грешен, но в свою защиту могу сказать, что ни одна российская компания от меня не получила ни цента. У них попросту не оказалось необходимого мне контента. И тот факт, что подобных мне латентных покупателей легальной музыки в России огромное число, ни мейджоров, ни операторов, ни продавцов не волнует. А жаль…
Рано или поздно каждый интернет-пользователь открывает для себя сервис Last.FM. С помощью небольшого приложения и ввода пары ключевых тегов или названий любимых групп пользователю предлагается сформированный на основе анализа жанра, мелодики, аранжировки указанных треков плейлист. Персональный, настроенный на ваш вкус плейлист. Неудивительно, что именно Last.FM считается самым успешным проектом интернет-радио, еще бы — эта радиостанция не надоест никогда.
Сервис — условно-бесплатный, но я и тут согрешил — исправно плачу десять евро абонентской платы в месяц. Скоро выйдет обновление операционной системы моей игровой приставки — Last.FM поселится и в ней. Ну а пока я мечтаю о простой и очевидной вещи — возможности слушать любимое радио на мобильном телефоне. Но мечтам моим сбыться явно не суждено. Почему? Давайте разложим по полочкам.
Во-первых, оператору это не выгодно. Любой интернет-сервис, использующий оператора лишь в качестве "трубы", ему не интересен. Явных запретов не будет, мараться никто не захочет. А значит будет два варианта — либо шейпинг, то есть сознательное снижение пропускной способности канала, либо вам предложат регулярно вносить абонентскую плату за доступ к услуге — эдакая дань оператору за то, что он соблаговолил и приоткрыл вам узенькую дверцу к счастью.
Но это еще полбеды, ведь самой страшной головной болью станет проблема с трафиком. Чтобы сохранить пристойное качество звука, музыка должна быть сжата не более чем до одного мегабайта за каждые две минуты трека, а лучше бы сделать сжатие и поменьше. То есть, по самым скромным прикидкам, слушая радио, в час вы будете потреблять около 30 мегабайт, в день — до 300 мегабайт трафика.
Если вспомнить самые бросовые — "псевдо-анлимы" — тарифы в Европе, где "безлимитность" лимитирована 3 гигабайтами, то можно понять, что сервис "скушает" весь ваш трафик за 10 дней. А вот затем оператор начнет драть с вас по полной. В результате, ваша любовь к мобильной музыке будет стоить вам сумасшедших, нет — БЕШЕНЫХ денег.
Тут самое время заступиться за операторов, ведь пожирание каналов несколькими безумными качальщиками, выдаивание из "анлимов" максимальных объемов трафика разрушает экономику операторского бизнеса, снижает скорость и качество доступа у остальных абонентов, и, наконец, сдерживает инвестиции оператора в развитие сетей — и новых скоростей. Но, позвольте, господа, разве не справились с этой проблемой однажды проводные операторы? Разве не начинали они с веселой "уловки 22", когда настройки подключения нужно было смотреть на сайте, а доступ к сайту можно было получить, только подключившись к интернету? Разве не шейпили они каналы и не вводили все те же "псевдо-анлимы"? И ничего — выжили, а сейчас — напротив — не знают даже, чем занять безумные емкости своих новых сетей, повально бросаются внедрять телевидение высокого разрешения.
Так что же операторы мобильные, чем проводные им не пример? Ведь "толщина" 3,5G сетей уже настолько серьезна, что для того, чтобы забить эти емкости, впору пропагандировать торренты. Операторы Европы, наконец-то, начинают понимать, что оказались в ловушке, аналогичной началу 2000-х, когда построенные интернет-магистрали не были заняты и на 10 процентов — попросту отсутствовали генераторы трафика. Тут уж, как ни крути, пришлось спасаться анлимами, предлагая пользователям "делать все что душе угодно" за небольшую абонентскую плату. И рынок так взорвался, что до сих пор студенты европейских колледжей пишут на этом примере научные работы о минимально необходимой критической массе. Воистину, для мобильщиков сейчас самое время задуматься.
Но вернемся к моему греху. Я покупаю музыку одним кликом напрямую из Last.FM. Если мне понравился трек — я готов заплатить за него и два доллара. Хотя бы потому, что в Last.FM транслируются тысячи талантливых исполнителей, которых обошли вниманием "жирные" лейблы, чего не скажешь о тех, чьи треки предлагают приобрести наши доблестные мейджоры.
Ведь предлагая приобрести "альбом в мешке" за 10 долларов, мейджор плюет мне в лицо. Я стою и обтекаю. А ведь вся проблема в ценообразовании. Артист рад бы продавать альбом за 5 долларов. Да только кто ему даст? А мейджору надо отбить деньги, затраченные на проекты, которые так и не выстрелили, ну и маржу заложить приятственную. В результате, артисту не выгодно выдавать альбом хитов — лучше размазать хиты по альбомам, чтобы понадежнее себя прокормить. Да и тонны сопутствующего шлака тоже надо окупать. Замкнутый круг разрывают сервисы, подобные Last.FM, которые монетизируют самую простую цепочку — "услышал-понравилось-купил". При этом получается, что Last.FM является лучшим маркетинговым каналом, потому что предлагает именно то, что тебе точно понравится. Он не будет втюхивать неликвид и бесталанных артистов-однодневок, еще вчера мясивших простыни в постелях модных продюсеров. Сервис дает то, чего ждет пользователь — качественный контент.
Понятно, что оператор в данной схеме мог бы занять очень выгодную позицию, только вряд ли он согласится на какой-либо компромисс. Пока оператор требует от любого проекта ROIC не ниже 50%, новых сервисов нам лучше не ждать. Ведь за три месяца качественный, сильный проект не реализуешь — одних только мейджоров надо ублажать месяцами, чтобы выбить достойные условия сотрудничества. Не успеешь взяться за новый проект — а тут и квартальный отчет на носу… А как же мы? А нам остается, сжав зубы, покупать треки по два доллара, посылая свои денежки за рубеж. Аминь.