В итоге утвердился некий усреднённый образ гламурного «успешного успеха»: пляж, макбук и коктейль. Конечно же, к реальности он не имеет никакого отношения, как и другие подобные стереотипы. Нашу российскую специфику мы затрагивать пока не будем, это тема отдельного разговора. Но пару моментов, наверное, всё равно стоит упомянуть.
Во-первых, хорошо понятно противопоставление айтишников остальному обществу, мол, жируют, пора бы у них уже всё отнять и поделить. Так сказать, классика жанра: канализировать негатив, подогреть зависть к воображаемым чужим богатствам и заработать на этом просмотров и репутацию борца за справедливость. В общем, старо как мир.
Другой момент касается утечки кадров. О которой некоторые спикеры говорят с плохо скрываемым раздражением. Зачастую это раздражение связано чисто с экономическими причинами. Дело в том, что вопреки устоявшемуся мнению, айтишников держат на работе не просто так, их труд, как правило, приносит компаниям серьёзную прибыль. И кое-где этот отток уже начал обретать вполне ощутимое финансовое измерение. Именно это обстоятельство является реальной причиной многих пафосных заявлений. У людей действительно болит душа, но не за отрасль или страну, а за доходы. Свои собственные или корпоративные — в данном случае это принципиального значения не имеет.
Вообще, не стоит игнорировать экономические аспекты происходящего в индустрии. Удивительным образом нечто похожее можно наблюдать сейчас и в мировой прессе. Где огромное количество публикаций посвящено сокращениям в глобальных IT-корпорациях. Порой невозможно удержаться от улыбки, видя плохо скрываемое злорадство журналистов. За эту неделю почти сформировался канон таких репортажей. Небольшое, но приторно-слащавое описание того, какой волшебной была жизнь небожителей во всяких Гуглплексах и Эппл Парках. Но вот приходит роковое письмо об увольнении и далее демонстрируются слезы извергнутых из рая. Разумеется, крупным планом, который, порой готов перейти чуть ли не на макросъемку. И хотя авторы формально выражают сочувствие, порой кажется, что они готовы упиваться этими слезами и смаковать страдания уволенных гораздо дольше, чем предполагает формат репортажа или колонки.
При этом крайне мало уделяется внимания причинам случившегося. В основном это общие слова, мол ожидание рецессии, падение рынков или что-то такое. Пары предложений достаточно, ведь главное рассказать о том, что айтишники тоже плачут. Однако если посмотреть на рынок в целом, то картина не такая уж и мрачная. По большому счёту, мы видим последствия всё тех же так называемых «ковидных мер экономической поддержки». И массовое одновременное увольнение возникло не в следствие избытка кадров, а как способ охладить рынок труда и заодно реструктуризировать внутренние процессы. Потому как безумный рост на финансовых рынках позади. И продолжать заливать всё деньгами как раньше, становится чревато. Только и всего.
Важно отметить, что многим из уволенных предлагают снова подать резюме, просто новые предложения о работе оказываются более скромными в финансовом плане. Да и остальным сотрудникам в такой ситуации намного проще отказывать в повышении зарплаты.
Что же касается индустрии в общем, то накопившиеся нездоровые явления и некоторые управленческие практики давно нуждались в пересмотре. Рано или поздно этот процесс всё равно бы начался. И всем было бы намного легче, если бы больше внимания уделялось трезвому анализу происходящего, а не злорадному обсуждению соседской коровы и её здоровья.