В тренде у геймеров — симуляторы и шутеры
Опрос медиахолдинга Rambler&Co, в котором поучаствовали 300 тысяч пользователей, показал, что большинство (39%) предпочитает играть на ПК. Мобильные телефоны выбирают 24%, PlayStation — 16%, Xbox — 12%, Nintendo — 6%. Остальные респонденты используют облачные игровые сервисы.
Подавляющему большинству опрошенных геймеров (77%) нравится играть в одиночестве, ещё 23% — сторонники мультиплеерных игр. Среди любимых жанров — симуляторы (24%), шутеры (23%), RPG (13%) и стратегии (13%). Меньшей популярностью пользуются квесты (12%) и экшены (8%). Всего 3% считают себя фанатами ММО, ещё 3% — поклонниками файтингов, 1% выделяют МОВА.
Большинство тратит на игры до тысячи рублей
Аналитики Rambler&Co заметили, что пользователи по-разному проявляют интерес к новым играм. Так, 12% участников опроса покупают игры каждую неделю, 13% — раз в месяц, 11% — несколько раз месяц. Ещё 16% готовы тратиться раз в несколько месяцев, столько же — раз в год. Оставшиеся 32% опрошенных заявили, что вообще не покупают новые игры.
Большая часть респондентов — 81% — тратит на игры до тысячи рублей в месяц, 13% — от тысячи до пяти тысяч рублей. Выделять на игры от пяти до десяти тысяч рублей каждый месяц готовы всего 2%, ещё 4% могут позволить себе ежемесячные покупки на сумму более десяти тысяч рублей.
Россияне каждый день играют примерно по часу
Большинство пользователей (34%) ответили, что играют каждый день. Немного меньше респондентов (29%) находят время на игры несколько раз в неделю. Несколько раз в месяц играют 14%, а несколько раз в год — 23%. Только 8% опрошенных предпочитают играть по утрам. Около 13% играют днём, во время обеденного перерыва. Ночных геймеров оказалось 14%. Но большинство (65%) любят играть по вечерам, после работы.
На один игровой сеанс большинство участников опроса тратит меньше часа — так ответили 37%. От одного до двух часов играют 33%, от двух до трёх часов — 16%. Ещё 14% за один раз проводят в игре три часа и больше. В перерывах между играми 14% опрошенных смотрят стримы и киберспортивные турниры, а остальным 86% это неинтересно.
Спрос на игровые товары продолжает расти
За 10 месяцев 2022 года количество покупок на игровых ресурсах выросло на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а обороты магазинов — на 63%. Об этом свидетельствуют данные платежей через ЮKassa (сервис для приёма оплаты финтех-компании ЮMoney). Средний чек увеличился на 3% и составил 488 рублей. Платящих геймеров стало на 77% больше. Если сравнивать прошлый год с 2020-м, то в 2021-м количество покупок и обороты игровых онлайн-площадок выросли на 10% и 37% соответственно.
«Весной российские геймеры столкнулись с ограничениями в работе крупнейших магазинов видеоигр. Но у российской игровой индустрии есть возможность стать более диверсифицированной и сильной, если компании смогут преодолеть новые вызовы. Вот основные направления для развития: собственная разработка, издание и продажа видеоигр, локализация, киберспорт», — говорит коммерческий директор финтех-компании ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Чаще всего геймеры оплачивают игровые товары банковскими картами (55%). Немного реже платят через выставленные в социальных сетях и мессенджерах счета (41%). На электронные кошельки ЮMoney приходится 4% от всех платежей.
Стримеры стали больше зарабатывать
Многие пользователи переводят геймерам деньги за игровые трансляции. За 10 месяцев 2022 года оборот донатов на платформе ЮStream составил почти 39 млн рублей. Это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Также в этом году увеличилось количество пользователей, которые платят стримерам, — их стало на 6% больше. Сумма среднего перевода выросла на 3% и составила 341 рубль.
Спрос сместился с игровых консолей на игровые компьютеры
По данным аналитического ресурса «Чек Индекс», за 10 месяцев 2022 года спрос на игровые компьютеры вырос. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объёмы продаж офлайн- и онлайн-магазинов увеличились в натуральном выражении (шт.) на 32%. Средний чек стал на 8% больше и составил 69 683 рубля.
Также геймеры стали чаще покупать клавиатуры. Объём продаж увеличился на 32%, при этом средний чек снизился на 21%, до 862 рублей. Количество продаж компьютерных мышек выросло 45%, средний чек стал на 9% меньше и составил 425 рублей. В то же время снизился спрос на игровые консоли. Число продаж и средний чек сократились на 30%, средняя сумма покупки составила 37 730 рублей.
Эксперты «Чек Индекса» отмечают, что больше трети таких покупок пришлось на первый квартал этого года, когда наблюдался ажиотаж вокруг электроники и других непродовольственных товаров. Затем рост сменился падением. В августе и сентябре ситуация начала исправляться, в том числе за счёт параллельного импорта и налаженной логистики. Однако в октябре падение продолжилось и сохранилось до начала ноябрьских распродаж. Наиболее заметным в этом году стало снижение продаж игровых консолей PlayStation и Xbox.
Евгений Харитонов, главный редактор Ferra.ru (входит в Rambler&Co): «Игровые компьютеры сейчас востребованы, во-первых, из-за роста курса рубля по отношению к доллару, что сделало их доступнее на 20% в сравнении с прошлым годом. Во-вторых, из-за завершившегося майнингового бума и дефицита полупроводников, при этом выпуск новых видеокарт AMD и NVIDIA снизил цены на графические ускорители прежних поколений. Поэтому те, кто не мог обновить компьютер или консоль ранее, сделал это в 2022 году. Среди жанров наиболее популярными остаются шутеры — они же самые требовательные к производительности процессора и видеокарты. Противоположный фланг игровой индустрии — симуляторы — игры, не особо требовательные к компьютерному «железу», но дающие простор для креативности, поэтому в России он остается наиболее любимым жанром».
Портрет типичного мобильного геймера
«В мобильные игры играют пользователи всех возрастов. СберМаркетинг проанализировал данные Mediascope и выяснил, что основная отличительная особенность мобильных геймеров — гендерное распределение по возрастным группам. Так, если по мобильной активности в целом мужчины и женщины внутри разных возрастных групп представлены одинаково, то в игровой активности можно отметить явный перевес мужчин в молодой группе населения. Однако с возрастом в мобильной игровой аудитории, наоборот, становится заметно больше женщин. Доля женщин-геймеров возрасте от 12 до 24 лет составляет 41%, а в возрасте от 45 до 64 лет — уже 63%. Анализ аудитории мобильных игр показал также, что 61% геймеров работают», — комментирует Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинга.