Что скрывается за отключением 3G?

Сегодня МТС объявил о начале обещанного окончательного решения 3G-вопроса. В течение июня сеть третьего поколения отключат в Угличе, а частоты переведут в LTE, что по замыслу оператора позволит увеличить емкость сети для тех, у кого абонентские терминалы способны работать в LTE. По оценке оператора, интернета де-факто лишится незначительная часть жителей Углича (а по всей сети на оборудовании без поддержки LTE сидит около 5% абонентов). Да, 2G останется, но, предполагаем, что под интернет (GPRS/EDGE) там будет отведена символическая полосочка частот, шириной с волос, а остальное будет отдано под голосовую связь.

За всей этой шумихой с переходом на LTE и грядущим 5G многие забывают о том, что голосовая связь помирать не собирается, равно как и SMS надо как-то доставлять. LTE/5G — это сети передачи данных, старые услуги связи — голос и SMS — там реализованы через технологические костыли типа VoLTE. И вот с этими костылями есть большие проблемы.

Дело в том, что производители смартфонов контролируют использование дополнительных технологий. Поэтому, покупая условный Pixel или iPhone, которые в России официально не продаются, вы не получаете ни VoLTE, ни 5G, ни других приятных мелочей типа агрегации частот. Все они могут быть активированы при двух условиях — технологической готовности оператора (наши операторы готовы) и разрешения производителя устройства (который должен, утрированно говоря, открыть калитку на своей стороне). И понятно, что ни Apple, ни другие примкнувшие к ограничениям компании этого делать в обозримом будущем не собираются.

Голос и SMS отлично ходят по умолчанию (без каких-либо возможных ограничений со стороны производителя устройств) лишь в 2G и 3G. Одну из сетей таким образом можно отключить, но почему же тогда отключают 3G? Ведь логичнее предположить, что отказываться надо от устаревшей технологии. Проблема в частотах, чем выше частота, тем больше емкость сети, развернутой на этой частоте. И при прочих равных выходит так, что на более высоких частотах работают именно 3G, тогда как 2G в принципе не очень-то капризен и способен отлично жить в sub-1GHz.

К слову, именно поэтому условный Булат собирается производиться базовые станции с поддержкой 2G/LTE — именно эта конфигурация на ближайшие годы станет самой массовой в российских мобильных сетях. Но вернемся к МТС.

Мы, как говорится, свечку не держали, но сопоставили несколько фактов. В этом году дружественная оператору Иртея собирается осуществить выпуск предсерийной партии своих базовых станций, которые поддерживают LTE и 5G (мы искали упоминание поддержки 2G, но не нашли). В следующем году Иртея уже собирается начать серийное производство с выходом на десятки тысяч базовых станций.

И параллельно мы слышим, что в этом году в маленьком Угличе отключают 3G в пользу LTE. А в следующем году проведут то же самое уже с Санкт-Петербургом и областью.

Совпадение? Не думаем.

//Сергей Половников